Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-1912/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.П.Дубравного,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ": Крупейченко С.М.,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": Попова С.П.,
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на общестроительные работы 1,2 и 3 этажах, ремонт системы отопления (во всем здании) 1 корпуса (Закупка N 0373200002615000251) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.03.2016 NМГ/8616 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в составе аукционной документации Заказчика отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, , в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с , и ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно . Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными к постановлению.
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению при выполнение работ строительных, включенных в коды , , (кроме кода ) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0373200002615000251 объектом закупки является право заключения государственного контракта на общестроительные работы 1,2 и 3 этажах, ремонт системы отопления (во всем здании) 1 корпуса, что относится к коду 41.20.40.000 по ОКПД, при этом начальная максимальная цена составляет 21 701 423, 97 руб.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке Заказчиком не установлены вышеуказанные требования к участникам закупки относительно наличия опыта выполнения вышеуказанных строительных работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.4, ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Установлено, что согласно информации размещенной на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в аукционную документацию 11.03.2016 и продлены сроки подачи заявок, при этом требования о наличии опыта выполнения вышеуказанных строительных работ Заказчиком установлены в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Заявителя нарушение Закона о контрактной системе устранены Заказчиком самостоятельно.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, являются избыточными и противоречат положениям соответствующих стандартов.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, в нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) в п. 2 "Угольник" Заказчик предъявил следующее требование: "Максимальное испытательное давление при температуре 20 оС и времени не менее 1 ч 8.07; 13.44; 5.75; 7.66; 9.58; 3.83; 5.38; 10.76 МПа"; в п. 8 "Тройник" Заказчик предъявил требование: "Максимальное испытательное давление при температуре 20 оС и времени не менее 1 ч 3.00; 4.51; 3.11; 4.14; 7.51; 2.32; 5.18; 6.01 МПа"; в п. 14 "Тройник" Заказчик предъявил требование: "максимальное испытательное давление при температуре 95оС и времени не менее 1000 ч 1.76; 0.68; 0.72; 0.97; 1.21; 1.06; 1.41; 1.13; 0.91; 0.99; 1.31; 1.64 МПа"; в п. 21 "Муфта" Заказчик предъявил требование: "Максимальное испытательное давление при температуре 95 оС 0.93; 1.25; 2.18; 0.68; 1.56; 0.91; 1.13; 1.31; 1.75; 0.99; 1.11; 1.47; 1.64; 1.84 МПа"; в п. 28 "Тройник" Заказчик предъявил требование: "Максимальное испытательное давление при температуре 95 оС 0.91; 1.13; 1.64; 0.68; 0.99; 1.31 МПа"; в п. 35 "Тройник" Заказчик предъявил требование: "Максимальное испытательное давление при температуре 95 оС 0.91; 1.64; 1.13; 0.68; 0.99; 1.31МПа"; в п. 52 "Тройник" Заказчик предъявил требование "Максимальное испытательное давление при температуре 95 оС 1.64; 0.51; 0.68; 0.91; 1.13; 1.31; 0.99; 0.66МПа". По мнению Заявителя, Заказчиком установлено требование о соответствии данных товаров ГОСТ 32415-2013 "ТРУБЫ НАПОРНЫЕ ИЗ ТЕРМОПЛАСТОВ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ К НИМ ДЛЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОТОПЛЕНИЯ. Общие технические условия", при этом данным стандартом не предусмотрен такие параметры как "Максимальное испытательное давление при температуре 20 оС и времени не менее 1 ч", "Максимальное испытательное давление при температуре 95 оС, максимальное испытательное давление при температуре 95оС и времени не менее 1000 ч.".
2) по п. 24 "Горячекатаная арматурная сталь" Заказчиком установлено требование "Масса 1 м 0.888; 0.6171.210; 1.580; 2.000; 2.470 кг". Однако, по мнению Заявителя, по параметру Масса 1 м участнику не представляется возможным определить с какой массой необходима горячекатаная арматурная сталь Заказчику по значению 0.6171.210 кг., поскольку в ГОСТ 5781-82 "СТАЛЬ ГОРЯЧЕКАТАННАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Технические условия" данное значение отсутствует.
3) в п. 42 "ИЗВЕСТЬ ХЛОРНАЯ" Заказчик установил следующие требования: "Минимальная массовая доля активного хлора не менее 20.0 %; Минимальный коэффициент термостабильности не < 0.80", при этом Заказчиком установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 54562-2011 "ИЗВЕСТЬ ХЛОРНАЯ. Технические условия", данным стандартом не предусмотрен такие параметры как "Минимальная массовая доля активного хлора" и "Минимальный коэффициент термостабильности".
4) в п. 29 "Поковки строительные" Заказчик установил следующее требование: "Минимальное относительное сужение 32; 48; 40; 35; 38; 53; 30; 45; 33; 42 %", при этом ГОСТом 8479-70 "ПОКОВКИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОЙ УГЛЕРОДИСТОЙ И ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ. Общие технические условия" не предусмотрен такой параметр как "Минимальное относительное сужение".
5) в п. 61 "Пленка" Заказчик установил требование: "Водопоглощение за 24 ч при 20 оС не более 0.01%", при этом согласно Приложению 2 ГОСТ 10354-82 "ПЛЕНКА ПОЛИЭТИЛЕНОВАЯ. Технические условия" "Водопоглощение за 24 ч при 20 °С, % 0,01".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
1) в п. 31 "Плиты минераловатные" Заказчик установил следующие требования: "Плита: жесткая; повышенной жесткости; полужесткая; разность длин диагоналей допускается не более 10 мм". Однако, согласно п. 3.5 ГОСТ 9573-2012 "ПЛИТЫ ИЗ МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ НА СИНТЕТИЧЕСКОМ СВЯЗУЮЩЕМ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ. Технические условия": "3.5 Разность длин диагоналей мягких и полужестких плит должна быть не более 10 мм, для жестких, повышенной жесткости и твердых - не более 5 мм".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование не противоречит требованиям ГОСТ 9573-2012, поскольку в требованиях к данному товару установлено максимально возможное значение для перечисленных видов плит.
3) в п. 62 "Плинтусы поливинилхлоридные" Заказчик установил следующие требования: "Марка Ж или ПЖ; Абсолютная деформация при вдавливании не>1.0 мм". Согласно таблице 1 ГОСТ 19111-2001 "ИЗДЕЛИЯ ПОГОНАЖНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫЕ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКИ. Технические условия" "Абсолютная деформация при вдавливании, мм для ПЖ 0,3-1,0, для Ж не более 0,2".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование не противоречит положениям ГОСТ 19111-2001, поскольку участник закупки может предоставить значение соответствующее требованиям ГОСТ и Аукционной документации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиком допущены нарушения при формировании Аукционной документации, поскольку:
1) в п. 31 "Плиты минераловатные" Заказчик установил требование: "Теплопроводность максимальная, при температуре: (2835) К не более 0.039Вт/(м·К); (3985) К не выше 0.056Вт/(м·К)", при этом ГОСТ 9573-2012 "ПЛИТЫ ИЗ МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ НА СИНТЕТИЧЕСКОМ СВЯЗУЮЩЕМ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ. Технические условия" не предусматривает такой параметр как "Теплопроводность максимальная".
2) в п. 75 "КЛЕЙ" Заказчик установил следующие требования: "Марка ДФ51/10С или ДФ51/15С или ДФ51/15В; Совместимость дисперсии с пластификатором не менее 3ч", при этом согласно табл. 2 ГОСТ 18992-80 "ДИСПЕРСИЯ ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТНАЯ ГОМОПОЛИМЕРНАЯ ГРУБОДИСПЕРСНАЯ. Технические условия" "Совместимость дисперсии с пластификатором, ч для ДФ 51/10С - 4; для ДФ51/15С - 3ч; для ДФ51/15В - 4ч".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части неустановления в Аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4, 5 ст.31, п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.П.Дубравный
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-1912/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016