Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-1920/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.П.Дубравного,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ": Куренкова Д.А.,
ООО "СТК": Ульянова Д.С.,
рассмотрев жалобу ООО "СТК" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений (Закупка N 0373200589316000007) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/8619 от 09.03.2016 документы и сведения
1. По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения при составлении Аукционной документации в части установления требований к ГОСТ таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не указано характеристики какого именно товара должны соответствовать указанным в Техническом задании ГОСТ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, а именно: "ГОСТ 25644-96, ГОСТ 5100-85, ГОСТ 30266-95, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 16338-85, ГОСТ 16337-77, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 6709-72, ГОСТ 25263-82".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя, по товару "Дезинфицирующее средство "Ньюжавель" или эквивалент" Приложения к Техническому заданию Аукционной документации установлены нестандартные требования к единице измерения показателя товара.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком по п. 12 "Дезинфицирующее средство "Ньюжавель" или эквивалент" указано "Внешний вид должны быть таблетки круглой правильной формы белого цвета весом 3,2 0,2 и/или гранулы неправильной формы размером 0,1-1 г и/или мм", при этом требование к единице измерения является нестандартным, а так же в документации отсутствует обоснование необходимости его использования.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установление вышеуказанным образом единиц измерения по установленным показателям в Приложении к Техническому заданию может вводить в заблуждение участников закупки, а также повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку препятствуют корректному определению максимальных и минимальных значений характеристик товаров, что нарушает п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 1 "Чистящее средство" Заказчиком установлено: "Класс опасности средства Средство должно относиться к 3 или 4 классу опасных веществ. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны Не более 10 Мг/м3. Зона острого действия Должна быть не менее 18", при этом согласно ГОСТ 12.1.007-76 предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/ м3 для 3-го - 1,1-10,0; для 4-го более 10,0. Зона острого действия для 3-го - 18,1-54,0.
- в п. 5 "Моющее средство" Заказчиком установлено "Назначение Должно быть моющее средство концентрированное. Должно быть с пониженным пенообразованием. Должно обладать запахом цитрусовых или быть без запаха. Не должно раздражать кожу рук", при этом Заказчик установил требование: "Ароматизатор в составе средства Должны быть не менее 5 и не более 16 %".
- в п. 7 "Чистящее средство" установлено "Назначение Должно быть малоопасное средство для чистки и полировки металлических изделий. Средство должно использоваться без применения защитных перчаток, должно не раздражать слизистые оболочки, должно быть не токсичным, должно придавать приятный цитрусовый аромат или быть без запаха" при этом Заказчиком установлено требование "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) Должно быть не более 29", а так же "Зона острого действия Должна быть более 18" и "Зона хронического действия Должна быть не более 5", согласно ГОСТ 12.1.007-76 п. 1.1. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умеренно опасные; 4-й - вещества малоопасные. Также согласно ГОСТ 12.1.007-76 Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) для 4-го класса менее 3. Зона острого действия для 4-го класса более 54,0. Зона хронического действия для 4-го класса менее 2,5.
- в п. 12 "Дезинфицирующее средство "Ньюжавель" или эквивалент" Заказчиком установлено "Назначение Средство должно применяться для дезинфекции поверхностей в помещениях, предметов обстановки (в том числе при проведении генеральных уборок), изделий медицинского назначения, белья, посуды, предметов ухода за больными, уборочного инвентаря, санитарно-технического оборудования, в ЛПУ, должно быть умеренно опасным. Должно обладать антимикробным действием в отношении бактерий (включая, микобактерии туберкулеза), вирусов (тестировано на вирусах полиомиелита, аденовируса, гепатита В и ВИЧ), грибов рода Кандида, дерматофитов." при этом Заказчик выставляет требование "Класс опасности Должно относится к 3-4 классу опасности" Согласно ГОСТ 12.1.007-76 соответствие которому установлено Заказчиком: 1.1. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умеренно опасные; 4-й - вещества малоопасные.
- в п. 15 "Моющее средство" Заказчиком установлено "Назначение Должно быть малоопасное моющее средство для пенной чистки ковровых и текстильных поверхностей. Не должно быть токсичным, должно использоваться без применения защитных перчаток, должно придавать обрабатываемым поверхностям аромат сирени, должно выводить сложные загрязнения, не должно окрашивать обрабатываемые поверхности" при этом Заказчик выставляет требования "Средняя смертельная доза при введении в желудок Должно быть не менее 500 Мг/кг", "Средняя смертельная концентрация в воздухе Должно быть не менее 500 Мг/м3", "Зона хронического действия Должна быть менее 10" Согласно ГОСТ 12.1.007-76 соответствие которому установлено Заказчиком: 1.1. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умеренно опасные; 4-й - вещества малоопасные. Также согласно ГОСТ 12.1.007-76 Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг для 4-го класса более 5000. Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м3 для 4-го класса более 5000. Зона хронического действия для 4-го класса менее 2,5.
- в п. 16 "Средство для сантехники" Заказчиком установлено "Назначение Должно быть малоопасное средство, предназначенное для глубокой очистки любых керамических и стальных поверхностей, а также пластиковых, акриловых и стеклянных предметов. Не должно раздражать кожу рук, должно быть не токсичным, биоразлагаемым. Должно придавать приятный аромат цитрусовых обрабатываемым поверхностям" При этом Заказчик выставляет требование "Парфюмерная композиция в составе средства Должна быть в наличии или отсутствовать" чем вводит участников закупки в заблуждение, поскольку жидкость должна придавать аромат цитрусовых, что указывает на наличие парфюмерных добавок. Так же согласно ГОСТ 12.1.007-76 соответствие которому установлено Заказчиком показатели для малоопасного средства должны быть: 1.1. По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умеренно опасные; 4-й - вещества малоопасные. Также согласно ГОСТ 12.1.007-76 Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/ м для 4-го класса более 10,0. Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг для 4-го класса более 5000. Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м для 4-го класса более 5000. Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) для 4-го класса менее 3. Зона острого действия для 4-го класса более 54,0. Зона хронического действия для 4-го класса менее 2,5. Вместе с тем, Заказчиком установлено следующее требование: "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) Не более 29", "Зона острого действия Более 18", "Зона хронического действия Менее 5", "Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны Должно превышать 9", "Средняя смертельная доза при введении в желудок Должна быть более 500", "Средняя смертельная концентрация в воздухе Должна быть более 500".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТК" на действия ГБУЗ "ДГП N 133 ДЗМ" обоснованной в части установления нестандартных требований к единице измерения по п. "Дезинфицирующее средство "Ньюжавель" или эквивалент", а также в части установления неправомерных требований к товарам п. 1 "Чистящее средство", п. 5 "Моющее средство", п. 7 "Чистящее средство", п. 12 "Дезинфицирующее средство "Ньюжавель" или эквивалент", п. 15 "Моющее средство", п. 16 "Средство для сантехники".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.П. Дубравный
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-1920/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016