Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-2020/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей Администрации поселения Десеновское: Жовтуна М.Н., Русакова А.С.,
в отсутствие представителей ООО "Группа компаний Континент", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/9070 от 14.03.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Десеновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт подъездов (Закупка N 0148300011016000005) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/9070 от 14.03.2016 документы и сведения.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на ремонт подъездов, при этом, Заказчиком в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части установления в извещении о проведении закупки даты и времени окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день.
В соответствии с п.6 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно ч.2 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 475 875,65 рублей.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок 07.03.2016, что является нерабочим днем, Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 20.02.2016.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
Согласно ст.193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствует нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку установление даты окончания подачи заявок на нерабочий день, сокращает сроки подготовки заявки и может повлечь ограничение количества потенциальных участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя в проекте государственного контракта не установлен срок действия контракта.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии с ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Управления установлено, что в проекте контракта указано следующее: "11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами взятых на себя обязательств". При этом, иные положения проекта государственного контракта и документации о закупке не содержат сведений о сроках действия государственного контракта, что не позволяет участникам закупки определить срок действия банковской гарантии предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что срок действия контракта является существенным условием, подлежащим обязательному включению в документацию об аукционе, а также имеет определяющее значение для условия банковской гарантии по сроку ее действия.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу обо обоснованности данного довода жалобы, так как вышеуказанное положение проекта контракта, которое в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не определено Заказчиком, может повлечь ограничение количества участников закупки.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьи.
Согласно п. 7.1 проекта контракта: "обеспечение исполнения Контракта в размере __% от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет: __________ (__________) рубль __ копеек".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, в п. 25 Информационной карты указано: Сумма обеспечения исполнения Контракта предусмотрена в следующем размере: 1 895 175,13 руб. Исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по Контракту - 20,00% от начальной (максимальной) цены Контракта", что позволяет участнику закупки, с которым заключается контракт определить размер обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы.
5. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены, так как Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении Заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление).
При этом , , Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения о контрактной системе и не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг), проект государственного контракта положения об отсрочке уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
7. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации неправомерных и излишних требований к товарам.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к товарам:
- п. 1. "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)" установлено требование: "Длина резьбы до сбега должна быть не более 16 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным так как в соответствии с ГОСТ 3262-75 (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации), длина резьбы до сбега условного прохода 20 мм составляет 16 мм (длинная резьба) или 10,5 мм (короткая резьба);
- п. 18 "Бетоноконтакт" установлено требование "нанесение должно быть кистью", что, по мнению Заявителя, является излишним, так как относится к методам выполнения работ, а не к характеристикам материала;
- п. 21 "Проволока стальная низкоуглеродистая (кровельная оцинкованная)", п. 107 "Проволока стальная низкоуглеродистая" Заказчиком установлено требование "должна быть в мотках или на катушках", что, по мнению Заявителя, является избыточными;
- Заказчиком установлено требование по п. 127 "Вода для бетонов и растворов", что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
- п. 136 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)", п. 66 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" Заказчиком установлено требование к сучкам, биологическим повреждениям, трещинам, покоробленности, что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
- Заказчиком установлено требования к материалам: кислород газообразный, ацетилен технический, отходы потребления текстильные (ветошь), что, по мнению Заявителя, является излишним и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований в аукционной документации, а также аукционная документация не содержит обоснование указания вышеуказанных требований.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований аукционной документации, поскольку вышеуказанные требования не позволяют определить минимальные(максимальные) значения показателей характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, а также значения которые не могут изменяться, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу обоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" на действия Администрации поселения Десеновское обоснованной в части неустановление в аукционной документации запрета на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, неправомерного установлении срока окончания подачи заявок, установлени неконкретного срока окончания действия контракта, а также неправомерных требований к товарам,
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Члены Комиссии Д.А. Орехов
А.Г. Абегян
исп. А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-2020/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016