Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 января 2016 г. N 2-57-130/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы": Ю.А. Ротанова, Н.А. Колосова,
ООО "Планета Будущего": Д.А. Юзина,
рассмотрев жалобу ООО "Планета Будущего" (далее-Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию объектов озеленения на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (Закупка N0173200024415000137) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) отсутствия в проекте контракта требования о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) установления противоречивых требований в п.18.1 Информационной карты и Техническом задании;
3) отсутствия объемов товаров, а также установление неправомерных требований к товарам;
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ст. 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ст. 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п.6 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в , установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.330 Граждаского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в проекте контракта указано:
-п.7.1 за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Заказчик и Подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
-7.5. пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчик обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчик;
-п.7.6 штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчик обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчик обязательств, (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом в порядке и размере, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Под ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств понимается результат выполнения работ, не соответствующий требованиям, установленным настоящим Контрактом, а также Техническим заданием, являющимся приложением к настоящему Контракту.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действиями Заказчика нарушена ч.6 ст. 30 Закона о контрактной системе с учетом требований, установленных в пп.7.1, 7.5, 7.6 проекта контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) На основании ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч.6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ст. 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в п.18.1 раздела II "Информационной карты" аукционной документации установлено: требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с Техническим заданием аукционной документации установлено: "привлечение субподрядчиков: допускается. По данной закупке установлены ограничения в соответствии со ст. 30. 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках". В случае несоответствия Подрядчика ограничению установленной ст. 30 44-ФЗ от 5.04.2013г., при выполнении работ Подрядчик обязан привлечь субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на 65 % от всего объема работ".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования п.18.1 раздела II "Информационной карты" и Технического задания аукционной документации не противоречат друг другу, а также не ограничивают исполнителя в привлечении субподрядных организаций по контрактам.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленное требование в Техническом задании аукционной документации не противоречит положениям ч.6 ст.30, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно п.1.1 ст.1 проекта контракта указано: "подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по содержанию объектов озеленения на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (поселения Киевское, Краснопахорское), в объеме, установленном Техническим заданием, Сметной документацией, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации отсутствуют объемы использования товаров при выполнении работ, а также не установлены виды работ, предусматривающие использование таких товаров как Песок природный, Сыпучий материал, Грунтовка ГФ-021, Уайт-спирит (нефрас-С4-155/200), Торф.
А) По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации отсутствуют сведения об объеме использования товаров, используемых при выполнении работ, а именно: - Бетон; - Песок природный; - Сыпучий материал; - Краска масляная; - Грунтовка ГФ-021; - Уайт-спирит (нефрас-С4-155/200); - Электроды; - Торф; - Кисть; - Краска водно-дисперсионная.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
Комиссией Управления установлено, что в Технической части аукционной документации установлены требования к таким товарам как Бетон; - Песок природный; - Сыпучий материал; - Краска масляная; - Грунтовка ГФ-021; - Уайт-спирит (нефрас-С4-155/200); - Электроды; - Торф; - Кисть; - Краска водно-дисперсионная.
При этом предметом закупки является выполнение работ по содержанию объектов озеленения на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы.
Таким образом, установление требований к вышеуказанным товарам и их использование не противоречит предмету закупки.
Однако на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании аукционной документации указано, что при оказании услуг необходимо руководствоваться распоряжением Департамента ЖКХиБ от 04.06.2013 N 05-14-172/3, согласно которому при выполнении работ, предусмотренных в объеме, указанном в Технологической карте, используются вышеуказанные товары. При этом, в составе аукционной документации технологическая карта отсутствует.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требований к вышеуказанным товарам без указания в аукционной документации объемов использования данных товаров нарушает п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, поскольку может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, так как участникам закупки не представляется возможным определить объем используемых товаров, а также сформировать ценовое предложение.
Б) По мнению Заявителя в аукционной документации установлены требования к товару "Кисть" в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Технической части аукционной документации установлено требование к оборудованию для выполнения работ, в частности к товару "Кисть", что нарушает положения ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
В) Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены требования к товару "Бетон" в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
а. Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе не более 3 или не нормируется % от массы; содержание в заполнителях магнетита, являющегося породообразующим минералом не более 15 % объема, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не более 35 % массы, содержание фракций группы "св. 10 до 20 мм" в крупном заполнителе 60-75 или не нормируется % массы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
б. п.Бетон, установлено требование к виду цемента: ПЦ-Д0, ПЦ-Д5, ССПЦ-Д0, ЦЕМ I, ПЦ-Д20, ССПЦ-20, ЦЕМ II, ШПЦ, ССШПЦ, ЦЕМ III, ЦЕМ IV или ЦЕМ V.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к цементу установлены в соответствии с ГОСТ 26633 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, какую норму Закона о контрактной системе нарушил Заказчик при установлении вышеуказанного требования к товару "Бетон".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
Г) Согласно доводам жалобы Заявителя указано, что Заказчиком установлены требования по товарам "Песок природный", "Сыпучий материал", "Краска масляная", "Грунтовка ГФ-021", "Уайт-спирит (нефрас-С4-155/200)", "Электроды", "Торф", "Кисть", "Электроды", "Краска водно-дисперсионная", которые не соответствуют нормативно-технической документации (ГОСТ 8735, ГОСТ 9980.4, ГОСТ 25129, ГОСТ 3134, ГОСТ 9466, ГОСТ Р 51661.4, ГОСТ 8267, ГОСТ 8269.0, ГОСТ 10503, ГОСТ 17537, ГОСТ 10597, ГОСТ 28196, ГОСТ 15140, ГОСТ 26633, ГОСТ 30108, ГОСТ 8736).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Технической части аукционных документаций установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Планета Будущего" на действия Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Дирекция по обслуживанию территорий зеленого фонда Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы" обоснованной в части отсутствия объемов товаров, используемых при выполнении работ; в части установления требования к оборудованию для выполнения работ; в части установления неправомерных требований к товару "Бетон".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1, ч.2, ч.3 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
И.С. Максимов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 января 2016 г. N 2-57-130/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2016