Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 января 2016 г. N 2-57-152/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Члена комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
при участии представителей:
МАДИ: Васильева А.С.,
ООО "Профи-Систем": Крайневой А.Д.,
рассмотрев жалобу ООО "Профи-Систем" (далее - Заявитель) на действия МАДИ (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поддержанию работоспособности инженерных систем и систем предупреждения распространения огня в помещениях общежития МАДИ (Закупка N 0373100076715000122) (далее - Запрос котировок) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.01.2015 NМГ/549 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в частности, форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления установлено, что в разделе "Стоимость расходных материалов и запасных частей к оборудованию за единицу товара" Технического задания документации о закупке указаны наименования приборов (Резервный источник питания Скат-1200 И7, Прибор приемно-контрольный Сигнал-20П, Световое табло Молния "Выход", 12 В, Извещатель пожарный дымовой ИПД-3.1М, Извещатель пожарный дымовой ИП 212-189, Извещатель пожарный ручной ИПР-513-10, Настенный громкоговоритель Ivolga PA-25, Настенный громкоговоритель Ivolga PA-15) без сопровождения словами "или эквивалент", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку указанные Заказчиком наименования товаров указывают на конкретных производителей оборудования (ЗАО "Бастио", ЗАО НВП "Болид", ООО "Элтех-сервис", ЧП "Артон", ООО "Элемент", ООО "КБ Пожарной автоматики", YUYAO SENSE IMPORT & EXPORT CO. LTD), что влечет ограничение количества участников закупки и не позволяет предложить к использованию товары иных производителей.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что в документации о закупке содержится указание на товарные знаки используемых при оказании услуг товаров, без сопровождения словами "или эквивалент", что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком в документации о закупке не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых расходных материалов и запасных частей установленным Заказчиком требованиям, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, документация о закупке не соответствует положениям п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта документации о закупке содержит следующие положения: "2.4. Цена Контракта включает стоимость оказания услуг, стоимость необходимых расходных материалов и запасных частей к оборудованию, в размере, не превышающем 10 (десять) процентов от стоимости услуг по периодическому техническому обслуживанию в месяц, работ по замене запасных частей, расходы на перевозку, эксплуатацию оборудования, все налоги, сборы, и другие обязательные платежи, которые должны оплачиваться в соответствии с Контрактом. 2.5. В случае, если стоимость необходимых расходных материалов и запасных частей к оборудованию превышает 10 (десять) процентов от стоимости услуг по периодическому техническому обслуживанию в месяц, заключается отдельный договор на поставку необходимых расходных материалов и запасных частей к оборудованию, на сумму стоимости необходимых расходных материалов и запасных частей к оборудованию за вычетом 10 (десяти) процентов стоимости услуг по периодическому техническому обслуживанию в месяц. 2.6. Цена необходимых расходных материалов и запасных частей к оборудованию не должна превышать указанную в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту). 2.7. Цена единицы услуги по замене запасных частей к оборудованию составляет 0 (Ноль) рублей".
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок объектом закупки является оказание услуг по поддержанию работоспособности инженерных систем и систем предупреждения распространения огня в помещениях общежития МАДИ.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 установлены вышеуказанные положения проекта контракта, не позволяющие участникам закупки сформировать предложить о цене товаров, предлагаемых к использованию при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что в документации о закупке указана примерная стоимость за единицу расходных запчастей, а также количество обслуживаемого оборудования. Вместе с тем, с учетом положений пп. 2.4-2.7. проекта государственного контракта не представляется возможным определить требуемое количество расходных запчастей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований документации о закупке.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен Закон о контрактной системе в части установления неправомерных требований в части порядка и сроков оплаты выполненных работ.
На основании ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта документации о закупке (ред. от 28.12.2015) содержит следующие положения: "3.1. Услуги оказываются в 3 (три) этапа. 4.1. Оплата Исполнителю по Контракту производится Заказчиком ежемесячно, по факту оказанных услуг (этапа услуг), в течение 30 (тридцати) календарных дней после подписания сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг, предоставления Исполнителем счета на оплату", что позволяет определить порядок и срок оплаты выполненных работ в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных положений проекта государственного контракта, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пп. "б" п. 2 ч.3 ст. 99, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Профи-Систем" на действия МАДИ обоснованной в части установления неправомерных требований с указанием товарных знаков используемых при оказании услуг товаров без сопровождения словами "или эквивалент", в части неустановления показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям, в части установления положений пп. 2.4-2.7 проекта государственного контракта и положений технического задания документации о закупке, вводящих в заблуждение участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: М.В. Ермакова
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Член Комиссии: С.И. Казарин
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 января 2016 г. N 2-57-152/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016