Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 февраля 2016 г. N 2-57-1302/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У.Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А.Сильяновой,
при участии представителей:
Администрации поселения Киевский: Маляр О.Г., Стома Р.Н.,
ООО "Домстрой": Клоченко О.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Домстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Киевский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки поселения Киевский в 2016 году за счет взымаемых средств в связи с применением патентной системой налогообложения (Закупка N 0148300006916000003) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.02.2016 NМГ/5839 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок, неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, в силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования в аукционной документации: в п. 19 "Электроды": "Марка стали должна быть 12X1ШВМФ; Э-14X1ШВМФ; Э-10Х17Т; Э-10Х20Н70Г2М2Б2В; Э-04Х16Н35Г6М7Б, Э-11Х15Н25М6АГ2, Химический состав наплавленного металла: углерод До 0.16 %. Химический состав наплавленного металла: кремний До 1.00 %. Химический состав наплавленного металла: марганец До 6.50 %. Химический состав наплавленного металла: хром До 22.0 %. Химический состав наплавленного металла: молибден До 7.50 %. Химический состав наплавленного металла: сера Не более 0.030 %. Химический состав наплавленного металла: фосфор Не более 0.040 %", поскольку ГОСТ 10052-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки высоколегрированных сталей с особыми свойствами" исходя из химического соответствия наплавленного металла определяет тип электродов. Таким образом, сведения о типе электродов являются достаточными для понимания Заказчиком процентного состава компонентов металла предлагаемых электродов согласно ГОСТ 10052-75, а также для определения соответствия электродов требованиям Заказчика.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации к химическому составу электродов установлены в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку препятствуют корректному формированию заявки на участие в Аукционе и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и неправомерности установления Заказчиком требований к химическому составу электродов.
2. По мнению Заявителя в аукционной документации установлены требований к товару "Щебень из естественного камня для дорожных работ" (Фракция щебня диапазон свыше 11.2 до 16, диапазон свыше 16 до 22.4 мм диапазон свыше 11.2 до 16, диапазон свыше 16 до 22.4 Марка по дробимости от М600 - М800), которые противоречат сведениям, указанным в сметном расчете (согласно сметному расчету при выполнении работ предусмотрено применение Щебеня из естественного камня для дорожных работ (марка 600-400, фракция 5-10 мм).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Аукционной документации установлены минимальные и максимальные показатели товара "Щебень из естественного камня для дорожных работ", что позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика и сформировать свое предложение, согласно возражениям Заказчика сметная документация является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, и используется участниками закупки в том числе в целях определения объема подлежащих выполнению работ.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комисси Управления а также в составе жалобы, Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность довода жалобы в части установления неправомерных требований к товару "Щебень из естественного камня для дорожных работ".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Кроме того, в соответствии с доводами жалобы Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, в частности, к товару по п. "Грунт", поскольку требования являются избыточными и препятствуют заполнению заявки на участие в Аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в Аукционной документации установлены минимальные и макимальные показатели товаров, необходимых при выполнении работ, в частности к товару "Грунт" (Массовая концентрация примесей токсичных элементов в том числе отдельных элементов: валовое содержание меди должно быть не более 132.0 мг/кг сухого вещества. Массовая концентрация примесей токсичных элементов в том числе отдельных элементов: валовое содержание кадмия должно быть не более 2.0 мг/кг сухого вещества. Массовая концентрация примесей токсичных элементов в том числе отдельных элементов: валовое содержание ртути должно быть не более 2.1 мг/кг сухого вещества. Массовая концентрациям примесей токсичных элементов в том числе отдельных элементов: валовое содержание цинкадолжно быть не более 220.0 мг/кг сухого вещества).
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления указанных требований, и не предоставил документов и сведений, опровергающих доводы жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
4. В жалобе Заявитель указывает, что в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации Заказчика не предусмотрено условие о предоставлении отсрочки по оплате неустойки за нарушение обязательств по контракту.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" установлены случаи и порядок предоставления Заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
На заседании Комиссии Управления установлено в проект государственного контракта не включены условия отсрочки Заказчиком уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 и ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "Настоящее постановление действует до 1 января 2016 г". Таким образом на момент рассмотрения жалобы вышеуказанное Постановление утратило силу.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления а также в составе жалобы, Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены положения в проекте государственного контракта в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы в приложении N2 к Проекту государственного контракта Заказчиком указано: "Календарный план вьполнения работ по благоустройству территории жилой застройки поселения Киевский в 2016 году предоставляется Подрядчиком при подписании муниципального контракта с Заказчиком (согласовывается)", при этом п. 6 информационной карты указано: "Сроки (периоды) вьполнения работ, поставки товаров, оказания услуг: с 01.04.2016 но 05.07.2016 г. включительно, в соответствии с Календарным планом выполнения работ", при этом календарный план в составе проекта контракта отсутствует, что противоречит нормам Закона о контрактной системе, поскольку контракт должен содержать все необходимые условия, предусмотренные Аукционной документации.
Ст. 70 Закона о контрактной системе установлены особенности документооборота при заключении государственного контракта по результатам проведения аукциона.
Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о предоставлении документов, содержащихся в приложении N2 к Проекту государственного контракта Аукционной документации, на момент подписания государственного контракта установлено в нарушение ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе и не предусмотрено ст. 70 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Домстрой" на действия Администрации поселения Киевский обоснованной в части установления неправомерных требований к товару по п. "Электроды", п. "Грунт", а также в части требования о предоставлении документов, содержащихся в приложении N2 к Проекту государственного контракта Аукционной документации.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ст.42, ст. 70 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Логинова
Члены комиссии: З.У. Несиев
Е.А. Сильянова
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 февраля 2016 г. N 2-57-1302/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2016