Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 февраля 2016 г. N 2-57-1277/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве: Шандыба Д.А.,
в отсутствие представителей ООО ЧОО "Группа Страйк Секьюрити Сервис", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/5787 от 15.02.2016,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Группа Страйк Секьюрити Сервис" (далее - Заявитель) на действия Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по круглосуточному автоматическому контролю за состоянием технических средств охраны, установленных в зданиях и отдельных помещениях Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и реагированию мобильными нарядами полиции на сигнал "тревога" в 2016 году (Закупка N 0173100012916000001) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации, противоречащей законодательству об осуществлении закупок, а именно в установлении неправомерного порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС (исх. NМГ/5787 от 15.02.2016) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 25 % всех баллов нестоимостного критериев; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость критерия - 75% всех баллов нестоимостного критериев.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. цена контракта;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
1. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"В отношении критерия "качество услуг" Заказчиком устанавливается шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений и (или) порядок их определения. В рамках данного критерия оценивается следующие показатели, имеющие значения для Заказчика и расцениваемые Заказчиком как показатели качества услуг: наличие в заявке участника закупки предложения по проведению после заключения государственного контракта в наименьшие сроки полного мониторинга указанных в описании объекта закупки объектов УФМС России по г. Москве на предмет определения уровня качества и эффективности имеющегося у Заказчика комплекса технических средств охраны, составления и предоставления Заказчику отчета о проведенном мониторинге и внесению Заказчику мотивированных предложений по усовершенствованию имеющегося комплекса технических средств охраны, с указанием сроков и графика выполнения данных действий. В целях обеспечения формирования у участника закупки наиболее полного представления относительно объекта закупки и определения объема и характера предложения в конкурсной заявке, а также оценки конкурсных заявок по указанному показателю, присвоению баллов согласно шкале оценки, Заказчиком устанавливается, что действия в рамках мониторинга, связанные с выездом на объекты, должны проводиться по рабочим дням, с 09.00 час. до 17.00 час; предложение участника закупки относительно быстроты реагирования на сигналы "тревога" ("тревожное сообщение") и прибытия на данные сигналы мобильных отрядов полиции.
Участнику закупки, заявка которого соответствует документации о закупке и предложение которого признано наилучшим в отношении вышеуказанных показателей по критерию "качество услуг", присваивается 100 баллов.
Участнику закупки, заявка которого содержит вышеуказанные предложения и данные предложения является минимальным по отношению к предложениям, содержащимся в заявках других участников закупки, присваивается 4 балла.
Участнику закупки, заявка которого не содержит предложений по данному критерию, присваивается 1 балл.
Остальным участникам закупки по данному критерию присваивается по 20 баллов".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по времени проведению в наименьшие сроки полного мониторинга указанных в описании объекта закупки объектов УФМС России по г. Москве на предмет определения уровня качества и эффективности имеющегося у Заказчика комплекса технических средств охраны, составления и предоставления Заказчику отчета о проведенном мониторинге и внесению Заказчику мотивированных предложений по усовершенствованию имеющегося комплекса технических средств охраны, с указанием сроков и графика выполнения данных действий, а также времени реагирования на сигнал "тревога" и времени прибытия на данные сигналы мобильных отрядов полиции.
Кроме того, порядок оценки заявок участников открытого конкурса содержит указание на то, что заявке участника закупки, содержащем наилучшее предложение в отношении времени реагирования на сигнал "тревога" и времени прибытия на данные сигналы мобильных отрядов полиции присваивается 100 баллов по показателю "Качество услуг", при этом заявке, содержащей минимальное время реагирования на сигнал и время прибытия отрядов полиции присваивается 4 балла.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Группа Страйк Секьюрити Сервис" на действия Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А.
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 февраля 2016 г. N 2-57-1277/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2016