Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 марта 2016 г. N 2-57-2077/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя Комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
при участии Л.Э. Соболь и представителей Департамента капитального ремонта города Москвы: П.Ю. Туркина, Ю.Д. Моисейчевой и Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
рассмотрев жалобу Л.Э. Соболь (далее - Заявитель) на действия Департамента капитального ремонта города Москвы (далее - Заказчик)при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектов методических документов, регулирующих порядок и методы реализации мероприятия "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также производственных зон" Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012 - 2018 годы", а также работ по проведению комплексного анализа и разработки концепций благоустройства улиц и общественных пространств в отношении мероприятий, планируемых на 2016 и 2017 годы в городе Москве (Закупка N0173200001416000015) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/9416 от 15.03.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком неправомерно установлено содержание критерия "квалификация участников закупки" по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
- цена договора - значимость критерия 60%;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - значимость критерия 30%;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "квалификация участников закупки") - значимость критерия 10%. Показатели: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" - значимость 0,6 и "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - значимость 0,4.
Установлено, что конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки":
Рассматривается опыт успешного выполнения работ, аналогичных предмету конкурса работ (стоимость каждого этапа работ по контракту (договору) (или общая цена контракта (договора) в случае выполнения работ в один этап) должна составлять не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта) за 2013 - 2015 годы на общую сумму не менее 300 000 000,00 рублей.
Под работами, аналогичными предмету контракта, понимаются проекты, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, соответствующих следующим характеристикам:
- проведение исследований в области архитектуры и градостроительства (в том числе по темам развития городских общественных пространств, создания комфортной городской среды и т.п.) с оформлением их результатов в виде наглядных отчетных материалов (иллюстрированные журналы, книги, презентации и т.п.);
- работы (услуги), связанные с проведением и/или организацией проведения экспертной оценки качества архитектурных (архитектурно-художественных, архитектурно-градостроительных) концепций в отношении планируемых к проектированию объектов;
- работы (услуги), связанные проведением социокультурных и антропологических исследований, подготовкой стратегий и программ развития, функциональных и прочих моделей территорий и объектов, направленные на подготовку планировочных и проектных решений соответствующих территорий и объектов;
- работы (услуги) по организации и проведению публичных мероприятий, связанных с экспертным обсуждением вопросов архитектуры, градостроительства, развития городских общественных пространств, создания комфортной городской среды (круглые столы, конференции, стратегические сессии и т.п.), в частности работы (услуги) по определению тем, состава экспертов, привлекаемых к обсуждению, и обобщению результатов обсуждения;
- работы (услуги), связанные с организацией и проведением архитектурных (архитектурно-градостроительных) конкурсов и других конкурентных процедур в отношении объектов, имеющих общественную функцию (объекты культуры, образования, транспортной инфраструктуры, городские общественные пространства и т.п.), расположенных в Москве и Московской области.
Оценка по показателю производится на основе анализа представленных в составе заявки копий контрактов (договоров), актов приёмки выполненных работ, в том числе в отношении отдельных этапов работ, и иных документов, подтверждающих выполнение работ, соответствующих по содержанию требованиям конкурсной документации к оцениваемому показателю за указанный период. При этом к оценке принимаются только работы/этапы работ, соответствующие следующему условию: стоимость каждого этапа работ по контракту (договору) (или общая цена контракта (договора) в случае выполнения работ в один этап) должна составлять не менее 2% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", так как Заказчиком установлена завышенная общая минимальная сумма контрактов, а именно 300 000 000,00 рублей.
На заседании Комиссии Управления Заявитель жалобы пояснил, что ни одна российская компания не обладает опытом выполнения работ, перечисленных Заказчиком на сумму не менее 300 000 000,00 рублей. Таким образом, Заказчиком установлен порядок оценки таким образом, что ни один участник закупки не имеет возможности получить максимальный балл по данному показателю. Кроме того, указанные Заказчиком работы не являются аналогичными и не соответствуют объекту закупки. Также в своей жалобе Заявитель указывает на то, что определение Заказчиком работ, аналогичных предмету Контракта на выполнение работ (услуг), связанных с организацией и проведением архитектурных (архитектурно-градостроительных) конкурсов и других конкурентных процедур в отношении объектов, имеющих общественную функцию (объекты культуры, образования, транспортной инфраструктуры, городские общественные пространства и т.п.), расположенных в Москве и Московской области является ограничением участников закупки, так как Заказчик ограничивает участие в закупке компаний, имеющих опыт выполнения аналогичных работ в других субъектах Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в пп.4 п.8.2.3 Технического задания на выполнение работ по разработке проектов методических документов, регулирующих порядок и методы реализации мероприятия "Благоустройство магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также производственных зон" Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2015 - 2018 годы", а также работ по проведению комплексного анализа и разработки концепций благоустройства улиц и общественных пространств в отношении мероприятий, планируемых на 2016 и 2017 годы в городе Москве установлено требование о выполнении работ по разработке концепции. Работы по разработке концепции могут выполняться с привлечением авторов и авторских коллективов, отбираемых Исполнителем на основе применения различных конкурентных процедур (творческих конкурсов, квалификационных отборов и т. п.).
Таким образом, Заказчиком на основании указанного требования в Техническом задании определены аналогичные работы, по которым участники закупки могут подтвердить опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, что в конкурсной документации отсутствует требование о наличии у участника закупки опыта по одновременно по всем работам, перечисленным в порядке оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", что ставит участников закупки, имеющих успешных опыт оказания услуг в различных субъектах Российской Федерации в равные условия.
Кроме того, согласно возражениям Заказчика, наличие в определении аналогичных предмету закупки работ указания на опыт выполнения работ, оказания услуг в отношении объектов, расположенных в Москве и Московской области, обусловлено тем, что город Москва является уникальным мегаполисом не только в силу многомиллионной численности населения и статуса города федерального значения, но и в силу столичных функций, возложенных на Москву. Московская агломерация является уникальной и объединена едиными транспортными, социальными, трудовыми и рекреационными связями. Таким образом, опыт выполнения аналогичных работ в Московском регионе является наиболее релевантным для целей закупки.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов Заявителя жалобы, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного порядка оценки по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия оценки "квалификация участников закупки", а также документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Л.Э. Соболь на действия Департамента капитального ремонта города Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России NМГ/9416 от 15.03.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Член Комиссии: Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега, тел.8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 марта 2016 г. N 2-57-2077/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016