Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-368/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ГБУ МФЦ города Москвы: Потатурко Т.Е., Паниной А.А.,
АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СИБКОН": Крючкова А.Ю.,
рассмотрев жалобы АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СИБКОН" (далее - Заявитель) на действия ГБУ МФЦ города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы кондиционирования в помещениях Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (Закупки NN 0373200597215000282, 0373200597215000300, 0373200597215000283, 0373200597215000284, 0373200597215000285, 0373200597215000286) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/1285 от 19.01.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционных документаций в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии установлено, что в приложения к техническому заданию аукционных документаций установлены требования к используемым при оказании услуг товарам (проволока стальная, кран латунный шаровый полнопроходной, рукава металлические из алюминиевой ленты, ткань фильтрованная, масло трансформаторное, выключатель автоматический, коробки распределительные, кабель КВВГЭ, кабель силовой, провода неизолированные для воздушный линий электропередач, трубы стальные водогазопроводные, кабель силовой с пластмассовой изоляцией).
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к вышеуказанным товарам, поскольку, по мнению Заявителя, данные товары не влияют на техническое обслуживание и ремонт системы кондиционировании, а также не используются при выполнении работ, предусмотренных техническими заданиями.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную настоящего Федерального закона. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все требуемые материалы используются при проведении работ по восстановлению внешней и внутренней отделки помещений после проведения ремонтных работ по оборудованию, а также данные товары отражены в ресурсной ведомости.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалоб, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих неправомерность установления требований к товарам (проволока стальная, кран латунный шаровый полнопроходной, рукава металлические из алюминиевой ленты, ткань фильтрованная, масло трансформаторное, выключатель автоматический, коробки распределительные, кабель КВВГЭ, кабель силовой, провода неизолированные для воздушный линий электропередач, трубы стальные водогазопроводные, кабель силовой с пластмассовой изоляцией), а также свидетельствующих о невозможности сформирования заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалоб.
Согласно доводам жалобы Заявителя, технические задания аукционных документациях Заказчика составлены таким образом, что не позволяют участникам закупки сформировать ценовое предложение, в том числе определить цену запасных частей, подлежащих замене в случае выполнения работ по ремонту кондиционеров.
В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в технических заданиях аукционных документаций Заказчика установлено следующее: "п. 5 исполнитель оказывает услуги по абонентскому обслуживанию и ремонту кондиционеров. В рамках оказания услуг Исполнитель осуществляет комплекс услуг: ежедневное абонентское обслуживание и ремонт с заменой запасных частей при необходимости", "п.14 1. Исполнитель должен своими силами, средствами и материалами оказывать услуги по абонентскому обслуживанию и ремонту систем кондиционирования; на время проведения ремонтных работ выполнить замену оборудования (комплектующие части), вышедшего из строя", а также в приложениях N2 к техническим заданиям указано следующее: "п.1.1 В случае выхода из строя оборудования системы кондиционирования Исполнитель производит ремонт данного оборудования. При предоставлении услуг, в случае нарушения внешнего вида помещений или отдельных его элементов, Исполнитель восстанавливает поврежденные участки своими силами и за свой счет", "п.2.2 В случае необходимости производства ремонта неисправного оборудования в сервисном центре Исполнитель, на период производства ремонтных работ, производит замену оборудования, вышедшего из строя, на исправное (аналогичному вышедшему из строя), по согласованию с Заказчиком", "п.2.3 2.3. В рамках абонентского обслуживания (оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы кондиционирования) в помещениях ГБУ МФЦ города Москвы (СВАО, ВАО), Исполнитель обязан проводить следующие мероприятия: проверка состояния фильтров очистки, замена при необходимости; проверка работы подшипников вентиляторов на балансировку, замена при необходимости; профилактика дренажных насосов, замена при необходимости", "Расходные материалы, применяемые в ходе выполнения работ, входят в стоимость оказываемых услуг. Ремонтные работы выполняются в рамках абонентского обслуживания. При необходимости заказа запасных частей время поставки запасных частей не входит в срок ремонта", в п.3 технических заданий: "При абонентском обслуживании и ремонте кондиционеров должны применяться только новые, не бывшие в употреблении запасные части и расходные материалы, на которые должны распространяться гарантийные обязательства в соответствии со сроками заводов-изготовителей", а также в п.7.2 технических заданий указано, что "Все товары, используемые в качестве комплектующих, запасных частей и/или расходных материалов должны быть совместимы с оборудованием Заказчика. Товары и материалы, применяемые при оказании услуг, должны соответствовать требованиям и нормам, действующим на территории РФ и не противоречить требованиям Заказчика (Приложение N3 к Техническому заданию)", при этом в аукционных документациях Заказчика не установлена цена за единицу запасных частей, подлежащих замене при выполнении работ по ремонту кондиционеров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком аукционные документации составлены таким образом, что в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе не позволяют определить цену запасных частей, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Заявитель обжалует действия Заказчика, в неразмещении заполненного файла проект контракта, что не позволяет определить предмет контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в составе аукционных документаций опубликованы проекты государственного контракта, при этом проекты контракта являются типовыми и взяты из библиотеки ЕАИСТ, а также пояснил, что проекты контракта подлежат корректированию и заполнению при направлении победителю аукционов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, согласно извещениям о проведении электронных аукционов объектом закупок является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту системы кондиционирования в помещениях Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалоб, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалоб.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в проектах контракта не соблюдено условие, предусмотренное ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно доводам Заявителя, в п. 4.3 проектов контракта отсутствует вышеуказанная информация.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 16 Технического задания аукционных документаций установлено: "Исполнитель в срок, не позднее 5-го числа месяца следующего за отчетным, представляет Заказчику Акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный Исполнителем в 2 (двух) экземплярах. Заказчик рассматривает предоставленный Акт сдачи-приемки оказанных услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней и подписывает его, или направляет обоснованный отказ в подписании".
Кроме того, в п. 2.4 проектов контракта установлено: "Оплата по Контракту осуществляется Заказчиком в следующем порядке: Заказчик производит оплату ежемесячно по счету, выставленному Исполнителем за фактически оказанные услуги в МФЦ, введенных в эксплуатацию (в соответствии с количеством дней в месяце), путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания ГБУ МФЦ города Москвы на 2016 год, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки оказанных услуг. Оплата производится в течение 10 (десяти) банковский дней с момента подписания Акта, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения п.п. 2 п. 6, п.п. 10, 17 п. 14 настоящего Технического задания оплата за каждый такой день (период) не производится. Авансовый платеж не предусмотрен".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалоб.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно обоснована начальная (максимальная) цена контрактов.
В соответствии с п.3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о неправомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СИБКОН" на действия ГБУ МФЦ города Москвы обоснованными в части отсутствия в аукционных документациях указания на объем и цену запасных частей, подлежащих замене в случае выполнения работ по ремонту кондиционеров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Бизнеспрофи" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-262/77-16 от 21.01.2016.
4. Передать материалы дела N 2-57-368/77-16 от 21.01.2016 о нарушении законодательства об осуществлении закупок по жалобам АО "ГРУППА КОМПАНИЙ "СИБКОН" в Главное контрольное управление города Москвы для рассмотрения по существу доводов Заявителя на предмет неправомерного обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии С.И. Казарин
И.С. Максимов
Исп. С.И. Казарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2016 г. N 2-57-368/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2016