Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 февраля 2016 г. N 2-57-1412/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.М. Попелышева,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГП N120 ДЗМ: Д.В. Синицына, Н.А. Лысенко,
ООО "CТРОЙ-СИТИ": А.В. Ватолина,
рассмотрев жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГП N120 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание зданий и сооружений ГБУЗ "ДГП N 120 ДЗМ" (Закупка N 0373200567215000046) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от исх.NМГ/6422 от 18.02.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1. В жалобе Заявитель указывает на введение участников закупки в заблуждение Заказчиком при размещении в аукционной документации двух Инструкций по заполнению заявок на участие в Аукционе. Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе:
- в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Приложения N5 аукционной документации установлено: "указание всех перечисленных характеристик (слова, знаки "и ", ";")", что противоречит требования п.9 Технического задания аукционной документации, согласно которому "если заказчиком перечислено несколько значений показателя товара, разделенных знаком ";", то участнику закупки следует указать в заявке одно из перечисленных значений, что будет являться указанием конкретного показателя товара";
- в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Приложения N5 аукционной документации установлено: "конкретное значение показателя, превышающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения (словосочетания: "в диапазоне более _ до _", "свыше _ до_" "свыше от_ до_")", "конкретный диапазон значений показателей, включающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, для которых установлен максимальный диапазон значений (словосочетания: "не более диапазона значений от_ до _", "не должен быть шире диапазона значений от _ до _", "не должен быть шире диапазона от _ до _", "не шире диапазона значений от _ до _")", "конкретный диапазон значений показателей, превышающий нижнюю границу и менее верхней границы диапазона значений, для которых установлен максимальный диапазон значений (словосочетания: "не должен быть шире диапазона значений свыше _ до _", "не должен быть шире диапазона свыше _ до _", "не должен быть шире диапазона значений более _ до _", "не шире диапазона значений более _ до _", "уже диапазона значений более _ менее _")", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку вышеуказанные положения не позволяют определить соответствие товаров, работ требованиям Заказчика;
- в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Приложения N5 аукционной документации установлено: "Участник размещения закупки представляет в любой удобной форме или по форме рекомендуемой заказчиком информацию о конкретных показателях товара (материала), предполагаемого к поставке или используемого при выполнении работ, оказания услуг. Данные показатели должны соответствовать значениям установленным аукционной документацией об аукционе в электронной форме, а так же сведения о товарном знаке (при его наличии), предлагаемого для использования товара (в случае отсутствия товарного знака - участнику размещения заказа необходимо отразить это в предоставляемых сведениях), место происхождения товара (материала)", что является избыточным требованием, поскольку данное требование установлено в нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе;
- в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе Приложения N5 аукционной документации установлено: "конкретный показатель, отличный от установленного заказчиком в требуемом значении (словосочетания "не должно", "должно не", "не должен")", вместе с тем в п.53 "Растворы известковые" технической части аукционной документации установлено требование "Известковое вяжущее для штукатурных и облицовочных растворов: известковое вяжущее для штукатурных и облицовочных растворов не должно содержать непогасившиеся частицы извести", что не соответствует положениям ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации Заказчика (известковое вяжущее для штукатурных и облицовочных растворов не должно содержать непогасившиеся частицы извести);
- в п.50 "Светильники с люминесцентными лампами" технической части аукционной документации установлено требование "Лампы должны зажигаться при напряжении: равном 90% номинального, и температуре 10 - 35 °C. а также работать при напряжении равном 90 - 110% номинального и окружающей температуре 10 - 60 °C", а в п.92 "МУФТА" технической части аукционной документации установлено требование "ВОЛНИСТОСТЬ: ДОПУСКАЕТСЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ВОЛНИСТОСТЬ, НЕ ВЫВОДЯЩАЯ ТОЛЩИНУ СТЕНКИ ТРУБЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе участникам закупки необходимо указать один из конкретных показателей при установлении Заказчиком требований с использованием "или", ",", и вышеуказанное требование не позволяет идентифицировать потребность Заказчика;
- в аукционной документации Заказчика установлено требование о соответствии п.122 "ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ СВАРНЫЕ ВОДОГАЗОПРОВОДНЫЕ ЛЕГКИЕ НЕОЦИНКОВАНЫЕ,С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ НАКАТАННОЙ РЕЗЬБОЙ, ДИАМЕТР 15ММ И 20 ММ И 25ММ" технической части аукционной документации требованиям ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", положениями которого не регламентируются данные товары с диаметром 15 мм, 20 мм и 25 мм, что свидетельствует об установлении Заказчиком нестандартных требований;
- в п.48 "Изолента" технической части аукционной документации в графе "требуемый параметр" установлено требование "Размер, не более, мм", что может вводить участников закупки в заблуждение при определении максимальных и (или) минимальных показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться;
- в п.81 "Гайка шестигранная высокая" технической части аукционной документации в графе "требуемый параметр" установлено требование "Шаг резьбы Крупный менее", что может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку может препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изме няться, при формировании заявки на участие в аукционе;
- в п.14 "Пакля пропитанная" технической части аукционной документации в графе "требуемый параметр" установлено требование "Содержание посторонних примесей не должно быть ", что может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку может препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изме няться, при формировании заявки на участие в аукционе;
- в п.29 "Солидол жировой" технической части аукционной документации установлено требование "Массовая доля кальциевых мыл жирных кислот, входящих в состав естественных жиров, не менее от 11.0 менее 13 %", что может вводить участников закупки в заблуждение при определении максимальных и (или) минимальных значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться;
- в п.84 "Кабель" технической части аукционной документации установлено требование "Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил более 1·1010", при этом единицей измерения установлен "Ом", что не соответствует требованиям установленного в аукционной документации ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия" (согласно п.5.2.2.3 ГОСТ 31996-2012 для данного параметра товара п.84 "Кабель" установлена единица измерения "Ом*см");
- в п.84 "Кабель" технической части аукционной документации установлены требования "Номинальное сечение жил менее 2.5 мм2" и "Номинальная толщина изоляции жил более 0.7 мм", что вводит участников закупки в заблуждение и не соответствует положениям ГОСТ 31996-2012, согласно Таблице 3 которого номинальное сечение жил для товара п.84 "Кабель", соотвествующее требованиям аукционной документации возможно исключительно равное 1,5 мм2, а номинальная толщина изоляции жил, соответствующая требованиям аукционной документации, возможна не менее 0,8 мм;
- в п.84 "Кабель" технической части аукционной документации установлены требования "Номинальное сечение жил менее 2.5 мм2", "Номинальное напряжение не менее 1 кВ", что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, поскольку в соответствии с Таблицей 3 ГОСТ 31996-2012 номинальное напряжение для "жил с номинальным сечением жил менее 2,5 мм2" не превышает 1 кВ;
- в п.9 Технического задания аукционной документации установлено: "Если заказчиком перечислено несколько значений показателя товара, разделенных знаком "|", то участнику закупки следует указать в заявке все перечисленные значения, поскольку заказчику необходимы все перечисленные виды (типы) такого товара", данное требование является избыточным ввиду отсутствия использования данного знака при описании объекта закупки;
- в пп. Б) п.9 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлен перечень нормативных документов, положениям которых должны соответствовать товары, используемые при оказании услуг. Кроме того, в Приложении N5 к Техническому заданию аукционной документации также установлен перечень нормативных документов, положениям которых должны соответствовать товары, используемые при оказании услуг. При этом перечни данных ГОСТ различны, что может вводить в заблуждение участников закупки, а также повлечь за собой ограничение количества участников закупки;
- в п.9 Технического задания аукционной документации установлено требование о соответствии используемых при оказании услуг товаров положениям ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", ГОСТ 10589-87 "Полимиад 610 литьевой. Технические условия", что не относится к объекту закупок, поскольку использование товаров, характеристики которых регламентируются вышеуказанными стандартами, не предусматривается объектом закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими нормами Закона о контрактной системе установлены вышеуказанные требования, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований, в том числе пояснить, каким образом такие показатели оказывают воздействие на результат оказания услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений ГБУЗ "ДГП N 120 ДЗМ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.1, ч.2 ст.33 и п. 2 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе:
- в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено: "должен быть в диапазоне от _ до ...", "в диапазоне значений от _ до ...", что может ввести участников закупки в заблуждение, поскольку Инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит пояснений вышеуказанных требований;
- Заявитель обжалует установление требований о соответствии характеристик необходимых товаров положениям ГОСТ, которые указаны списком с указанием номеров, без названий. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, в аукционной документации не содержится указание на то, какими именно ГОСТ, пунктами и таблицами в них следует руководствоваться при подготовке заявки на участие в электронном аукционе;
- в п.122 "ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ СВАРНЫЕ ВОДОГАЗОПРОВОДНЫЕ ЛЕГКИЕ НЕОЦИНКОВАНЫЕ, С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ НАКАТАННОЙ РЕЗЬБОЙ, ДИАМЕТР 15ММ И 20 ММ И 25ММ" технической части аукционной документации установлено требование "гидравлическое давление 2,4 Мпа", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно Инструкции по заполнению заявок участнику закупки, в соответствии с которой необходимо указать один из конкретных показателей при установлении Заказчиком требований с использованием "или", ",", то есть необходимо указать значения гидравлического давления "2 Мпа" или "4 Мпа", что не соответсвует положениям п.2.8 ГОСТ 3262-75, согласно которому трубы обыкновенные и легкие должны выдерживать давление 2,4 Мпа. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное требование позволяет идентифицировать потребность Заказчика;
- в п.89 "Электроды" технической части аукционной документации установлено требование "минимальная температура, при которой ударная вязкость составляет не менее 3,5 кгс · м/см2 Плюс 20 и ниже °С", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку участниу закупки не представляется возможным указать конкретное значение температура вышеуказанного параметра товара п.89 "Электроды". По мнению Комиссии Управления данное требование позволяет определить максимальные и (или) минимальные значения показателей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что значение "2,4 Мпа" параметра "гидравлическое давление" установлено в соответствии с положениями ГОСТ 3262-75, что не противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требование "Плюс 20 и ниже °С" параметра "минимальная температура, при которой ударная вязкость составляет не менее 3,5 кгс · м/см2" п.89 "Электроды" технической части аукционной документации установлено в графе "требуемое значение" и указание участником закупки конкретного значения вышеуказанного параметра товара п.89 "Электроды" технической части аукционной документации не противоречит требованиям аукционной документации. Также, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при отсутствии описания Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе требований "должен быть в диапазоне от _ до ..." и "в диапазоне значений от _ до ..." участнику закупки, в соответствие с ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, необходимо представить конкретное значение.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации установлены требования о соответствии определенных товаров положениям конкретных ГОСТ, что не противоречит ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности корректного заполнения заявки и наличие препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе к товарам по п.122 "ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ СВАРНЫЕ ВОДОГАЗОПРОВОДНЫЕ ЛЕГКИЕ НЕОЦИНКОВАНЫЕ, С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ НАКАТАННОЙ РЕЗЬБОЙ, ДИАМЕТР 15ММ И 20 ММ И 25ММ", п.89 "Электроды", а также нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системы при установлении вышеуказанных требований в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "CТРОЙ-СИТИ" на действия ГБУЗ "ДГП N120 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п.50 "Светильники с люминесцентными лампами", п.92 "МУФТА", п.48 "Изолента", п.81 "Гайка шестигранная высокая", п.29 "Солидол жировой", п.14 "Пакля пропитанная", п.84 "Кабель", неправомерных требований в Инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также п.9 Технического задания аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение можт быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии Р.Г. Осипов
Н.М. Попелышев
Исп: Попелышев Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 февраля 2016 г. N 2-57-1412/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016