Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 февраля 2016 г. N 2-57-1421/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.
Члена комиссии - ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского" Департамента здравоохранения города Москвы: Прохоренко А.В.,
при участии ИП Алимова Максима Вячеславовича
рассмотрев жалобу ИП Алимова Максима Вячеславовича (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского" Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию кондиционеров (Закупка N 0373200035316000001) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также нарушение Заказчиком порядка предоставления разъяснений положений документации о закупке без внесения изменений в положения аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.02.2016 NМГ/6494 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком следующего требования к товару "Насос конденсатный тип 2": "Производительность при подъеме на 0 м, л/ч: должна быть более 430", - поскольку, согласно доводам жалобы, требование об использовании насоса конденсатного при оказании услуг по техническому обслуживанию кондиционеров с указанной производительностью является избыточным.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к вышеуказанной производительности насоса установлено в связи с тем, что товар "Насос конденсатный тип 2" предназначен для технического обслуживания 3 кондиционеров, установленных в серверном помещении, которые производят повышенный объем конденсата.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару "Клей": "Основа материала: должен быть полихлорпреновый каучук", "Вязкость при 23°С: должна быть более 650 МПа", поскольку клей на основе полихлорпренового каучука изготавливается с вязкостью при 23°С от 550 до 750 МПа, при этом значение данной характеристики не может быть представлено в виде конкретного значения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения с сайта производителя клея на основе полихлорпренового каучука, согласно которым вязкость клея может быть представлена в виде конкретного значения, удовлетворяющего требованиям аукционной документации Заказчика.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено следующее требование к товару "Время высыхания: уже чем 1..15 мин", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование аукционной документации может повлечь ограничение количества участников закупки, ввиду того, что значение характеристики времени высыхания клея не является существенным при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требования к времени высыхания применяемого клея, а также свидетельствующих о том, что установление Заказчиком данного требование может повлечь ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при оказании услуг:
- в п. 1 "Насос конденсатный, тип 1" установлены требования "Размеры насоса и резервуара: больше либо равен 80мм*39мм*34мм", "Вес: 0,25кг или 0,45кг или 500г", а также в п. 2 "Насос конденсатный тип 2" установлено требование "Весn, кг: 2,5-4,0", что, по, по мнению Заявителя, является неисполнимым требованием, поскольку насосы конденсатные указанных размеров и веса не производятся;
- в п. 4 "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 1", п. 10 "Трубы медные холоднодеформированные, тип 2", п. 15 "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 3", п. 23 "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 4", п. 28 "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 5" установлены требования к марке меди, номинальной толщине стенки, номинальному наружному диаметру, предельному отклонению по диаметру, временному сопротивлению, относительному удлинению, герметичности, наличию внутренних дефектов, а также содержанию в трубах меди, серебра, железа, олова, висмута, мышьяка, цинка, сурьмы, серы, никеля, кислорода, свинца, фосфора, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товару, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара;
- в п. "Фильтр осушитель" установлены требования к поверхности, объему, типу сердечника, объему фильтра-осушителя, поглощающей способности к кислоте, производительности по количеству осушаемого хладагента, максимальному рабочему давлению, диапазону рабочих температур, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товару, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара;
- в п. "Трубки теплоизоляционные, тип 1", "Трубки теплоизоляционные, тип 2", "Трубки теплоизоляционные, тип 3", "Трубки теплоизоляционные, тип 4", "Трубки теплоизоляционные, тип 5", согласно доводам жалобы, установлены требования к коэффициентам теплопроводности трубок при температурах 0°С, -50°С, -100°С, пожарному классу, классам горючести и воспламеняемости,минимальной и максимальной рабочим температурам, устойчивости к диффузии водяного пара, сопротивлению диффузии водяного пара, разрушающему напряжению при растяжении по ГОСТ 15873-70, экологической безопасности, плотности, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товарам, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара;
- в п. "Смазка пластичная" установлены требования к характеристикам вязкости, испаряемости, коррозионном воздействию на металлы, пределу прочности, коллоидной стабильности выделенного масла, массовая доля механических примесей, содержанию воды, классу опасности, температурным пределам воспламенения, смазывающим свойствам на четырехшариковой машине, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товару, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара;
- в п. "Кабели силовые" установлены требования к толщине изоляции, допустимому радиусу изгиба кабелей при прокладке, удельному объемному электрическому сопротивлению изоляции, назначению кабелей, постоянной электрического сопротивления изоляции, предельной температуре нагрева жил, допустимому току короткого замыкания, допустимым токовым нагрузкам кабеля на переменном токе на воздухе, воздействию постоянного напряжения 50 Гц в течение 10 минут, прочности изоляции и наружной оболочки при разрыве, глубине продавливания наружной оболочки кабеля, относительному удлинению наружной оболочки при разрыве, максимальному напряжению сети, при котором допускается эксплуатация кабеля, водопоглащению изоляции кабеля, длительно допустимой температуре нагрева жил, допустимой температуре допустимой температуре нагрева жил кабелей по условию невозгорания при коротком замыкании и в режиме перегрузки, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товару, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара;
- в п. "Эмаль" установлены требования к блеску покрытия по фотоэлектрическому блескометру, условной вязкости, массовой доли нелетучих веществ, степени разбавления, степени перетира, укрывистости высушенной пленки, времени высыхания, эластичности пленки при изгибе, прочности пленки при ударе, твердости покрытия по маятниковому прибору, адгезии пленки, стойкости покрытия к статическому воздействию воды, моющего средства, трансформаторного масла, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями к товару, поскольку конкретные значения данных характеристик не могут быть установлены без проведения экспертизы закупленного товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил сведения с сайтов поставщиков насосов конденсатных, фильтров осушительных, эмали, содержащие сведения о значениях вышеуказанных характеристик данных товаров, в частности, представил сведения о насосах конденсатных, соответствующих требованиям аукционной документации к размерам и весу изделия, что, не противоречит п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также представил сведения с сайтов поставщиков следующих товаров:
- труб медных холоднодеформированных, содержащих сведения о марке меди, номинальной толщине стенки, номинальном наружном диаметре, предельном отклонении по диаметру, временном сопротивлении, относительном удлинении, герметичности, а также содержанию в трубах меди, серебра, железа, олова, висмута, мышьяка, цинка, сурьмы, серы, никеля, кислорода, свинца, фосфора;
- трубок теплоизоляционных, содержащих сведения о коэффициентам теплопроводности трубок при температуре 0°С, пожарному классу, минимальной и максимальной рабочим температурам, сопротивлению диффузии водяного пара, разрушающему напряжению при растяжении по ГОСТ 15873-70, экологической безопасности, плотности;
- смазки пластичной, содержащие сведения о значениях вязкости, испаряемости, коррозионном воздействию на металлы, пределу прочности, коллоидной стабильности выделенного масла, массовая доля механических примесей, содержанию воды, смазывающим свойствам на четырехшариковой машине.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к свойствам внутренних дефектов труб медных; коэффициентам теплопроводности при температурах -50°С, -100°С классам горючести и воспламеняемости, устойчивости к диффузии водяного пара трубок теплоизоляционных; классу опасности, температурным пределам воспламенения смазки пластичной, и требования к товару "Кабели силовые", а также затруднился пояснить в соответствии с какими сведениями об указанных товарах участники закупки при формировании первой части заявки на участие имеют возможность определить значения вышеуказанных характеристик товаров и затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 1", "Трубы медные холоднодеформированные, тип 2", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 3", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 4", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 5" "Трубки теплоизоляционные, тип 1", "Трубки теплоизоляционные, тип 2", "Трубки теплоизоляционные, тип 3", "Трубки теплоизоляционные, тип 4", "Трубки теплоизоляционные, тип 5", "Смазка пластичная", "Кабели силовые" составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное не внесение Заказчиком изменение в положения аукционной документации в соответствии с поступившим запросом разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства участником закупки 05.02.2016 и 08.02.2016 направлялись в адрес Заказчика запросы о разъяснении положений аукционной документации, при этом, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно не внесены изменения в аукционную документацию в соответствии с указанными запросами.
Представитель Заказчика пояснил, что 09.02.2016 Заказчиком частично внесены изменения в аукционную документацию в соответствии поступившими запросами положений аукционной документации.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Алимова Максима Вячеславовича на действия ГБУЗ города Москвы "Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского" Департамента здравоохранения города Москвы обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 1", "Трубы медные холоднодеформированные, тип 2", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 3", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 4", "Трубы медные холоднодеформированные, Тип 5" "Трубки теплоизоляционные, тип 1", "Трубки теплоизоляционные, тип 2", "Трубки теплоизоляционные, тип 3", "Трубки теплоизоляционные, тип 4", "Трубки теплоизоляционные, тип 5", "Смазка пластичная", "Кабели силовые".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 февраля 2016 г. N 2-57-1421/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016