Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2016 г. N 2-57-1458/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ": А.А. Пешковой, И.С. Кузнецова,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": Н.М. Мосолова,
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) (Закупка N 0373200025515000192) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/6688 от 20.02.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также требований, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) В п. 2 товара "Шпатлевка" Заказчиком установлены требования: "Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,00,5) оС, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм Должна быть не более 50 с". Однако, согласно п. 1.2.4 ГОСТ 28379-89 "Шпатлевка ЭП-0010 И ЭП-0020. Технические условия", на который ссылается Заказчик, шпатлевки должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1. Таким образом, если участник в первой части заявки по параметру "Условная вязкость шпатлевочной пасты, разбавленной растворителем при температуре (20,0
0,5) оС, по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм" укажет число менее 30 с, данное значение будет соответствовать требованиям аукционной документации, но не будет соответствовать требованиям ГОСТа.
2) В п. 5 товара "Дисперсия" Заказчик установил требование: "Массовая доля воды и летучих веществ не должно быть менее 45 %". По мнению Заявителя в ГОСТ 18992-80 "Дисперсия поливинилацетатная гомополимерная грубодисперсная" отсутствует параметр "Массовая доля воды и летучих веществ".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сведения по показателю "массовая доля воды и летучих веществ" предоставляются производителем товара по результатам метода испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует информация в части параметра "массовая доля воды и летучих веществ", что не позволяет участнику закупки сформировать первую часть заявки на участие в аукционе на условиях аукционной документации.
3) В п.12 товара "Смеси бетонные" Заказчик установил следующие требования: "Водоотделение бетонной смеси Должно быть < 1%; Раствороотделение бетонной смеси Должно быть 3 %; Вид бетона Бетон должен быть тяжелым или мелкозернистым; Показатель удобоукладываемости Должен быть Ж1; Ж2; Ж3; Ж4; П1; П2; П3; П4; П5; Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Вид конструкции, для которой предназначен бетон Должен быть армированный с ненапрягаемой арматурой; армированный с напрягаемой (напряженной) арматурой; неармированный; Общее содержание хлоридов (в пересчете на ион Cl-) не должно быть более 1 % по массе". Согласно п. 5.1.6 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", на который ссылается Заказчик, расслаиваемость бетонной смеси не должна превышать значений, приведенных в таблице 6. Согласно п. 3.3.5 ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", на который ссылается Заказчик, содержание хлоридов в бетоне не должно превышать: 0,4% массы в бетоне с ненапрягаемой арматурой; 0,1% массы в бетоне с напрягаемой арматурой.
Таким образом, если участник в первой части заявки укажет: - для параметра "Водоотделение бетонной смеси" для марки бетона по удобоукладываемости "Ж1-Ж5" значение как 0.3, 0.5, 0.7 (то есть любое число < 1%); для марки бетона по удобоукладываемости "П1-П2" значение как 0.5, 0.7, 0.8 и т.д. (то есть любое число < 1%); для марки бетона по удобоукладываемости "П3-П5" и "Р1-Р6" значение как 0.9; 0.95 (то есть любое число < 1%), участник закупки будет соответствовать требованиям Приложения N3 к техническому заданию, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ. Кроме того, если участник для параметра "Раствороотделение бетонной смеси" укажет значение как 5, 6, 10 и т.д. (то есть любое значение 3 %), участник закупки будет соответствовать требованиям Приложения N3 к техническому заданию, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ. Кроме того, если участник для параметра "Общее содержание хлоридов (в пересчете на ион Cl-)" укажет значение как 0.5; 0.7; 0.9 (то есть любое число, не более 1 % по массе) %), участник закупки будет соответствовать требованиям Приложения N3 к техническому заданию, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
4) В п. 13 товара "Доски" Заказчик установил следующие требования: "Класс по токсичности Должен быть Т3 или Т4; Показатель токсичности за 5 минут Должен быть более 5". Согласно статьи 13 части 10 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на который ссылается Заказчик, строительные материалы подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2: 1) малоопасные (Т1); 2) умеренно опасные (Т2); 3) высокоопасные (ТЗ); 4) чрезвычайно опасные (Т4).Таким образом, если участник в первой части заявки укажет для параметра "Показатель токсичности за 5 минут" для класса Т3 (высокоопасные) значение как 5, 10, 80 (то есть более 5); для класса Т4 (чрезвычайно опасные) значение 30, 40, 80 (то есть более 5), участник закупки будет соответствовать требованиям Приложения N3 к техническому заданию, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
5) -В пункте 20 товара "Краски цветные" Заказчиком установлено: "Массовая доля твердых веществ не должно быть <55 %; Массовая доля нелетучего вещества Не должна быть > 90 %".
-В пункте 25 товара "Краска МА-15" Заказчиком установлено: "Массовая доля твердых веществ не должно быть <50 %; Массовая доля нелетучего вещества Не должна быть > 88 %".
Указанный товар должен соответствовать ГОСТ 10503-71 "Краски маслянные, готовые к применению. Технические условия"; ГОСТ 17537-72 "Ма териалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ"; ГОСТ 30884-2003 "Краски маслянные, готовые к применению. Общие технические условия", при этом ГОСТ 10503-71 и ГОСТ 30884-2003 не включают такой параметр, как "Массовая доля твердых веществ, Массовая доля нелетучего вещества".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сведения по показателям "Массовая доля твердых веществ", "Массовая доля нелетучего вещества" предоставляются производителем товара по результатам метода испытаний.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует информация в части параметров "Массовая доля твердых веществ", "Массовая доля нелетучего вещества", что не позволяет участнику закупки сформировать первую часть заявки на участие в аукционе на условиях аукционной документации.
6) -В пункте 21 товара "Мыло кусковое" Заказчиком установлено: "Группа Должна быть I;II Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр) Должна быть не ниже плюс 35 оС".
-В пункте 29 товара "Мыло" Заказчиком установлено: "Группа Должна быть I, II Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр) Должна быть не ниже плюс 35 оС".
Согласно п. 4.2.3 ГОСТ 30266-95 "Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия" по физико - химическим показателям хозяйственное твердое мыло должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2. Таким образом, если участник в первой части заявки укажет для параметра Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр) Должна быть не ниже плюс 35 оС" значение как 43, 45, 48 (то есть любое число не ниже плюс 35 оС), участник закупки будет соответствовать требованиям Приложения N3 к техническому заданию, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
7) В пункте 41 товара "Грунтовка ГФ-021" Заказчиком установлено: "Масса добавленного растворителя, израсходованного для разбавления грунтовки должна быть 5 кг" . Технические требования к грунтовке ГФ-021 установлены в ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", при этом в ГОСТ 25129-82 отсутствует данный параметр.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами и стандартами установлены вышеуказанные требования к товару "Грунтовка ГФ-021" в аукционной документации, а также не предоставил сведения от поставщиков (производителей), подтвержающих возможность предоставления участниками закупки в первой части заявки конкретного показателя по вышеуказанной характеристике.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация в части требований по вышеуказанным товарам составлена в нарушение пп.1, 2 чч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя следующие требования к товарам установлены в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно:
1) В пункте 8 товара "Смеси сухие" Заказчик установил требование: "Содержание зерен размером, мм, 1.25, 0.20, 0.125 должно быть не более 15 каждого %", что, по мнению Заявителя противоречит ГОСТ 31377-88 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия", поскольку содержание зерен размером 1,25 мм должно быть не более 1,0%, размером 0,20 мм - не более 12,0%, размером 0,125 мм - не более 15%.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование "Содержание зерен размером, мм, 1.25, 0.20, 0.125 должно быть не более 15 каждого %" установлено в соответствии с ГОСТ 31377-88, поскольку Заказчиком установлено максимальное значение по вышеуказанному парметру, которое соответствует всем запрашиваемым размерам зерен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) -В пункте 21 товара "Мыло кусковое" Заказчиком установлено: "Масса жирных кислот в мыле должна быть 0,36 кг.", что, по мнению Заявителя является завышенной характеристикой.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование установлено в соответствии с ГОСТ 30266-95 "Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) -В пункте 21 товара "Мыло кусковое" Заказчиком установлено: "Массовая доля свободной углекислой соды в пересчете на оксид натрия не должна быть менее 0,2; Массовая доля свободного углекислого натрия не должна быть 0,5 % к номинальной массе куска".
-В пункте 29 товара "Мыло" Заказчиком установлено: "Массовая доля свободной углекислой соды в пересчете на оксид натрия должна быть >0,1; Массовая доля свободного углекислого натрия не должна быть >0,5 % к номинальной массе куска".
Согласно доводам жалобы Заявителя для параметров "Массовая доля свободной углекислой соды в пересчете на оксид натрия", "Массовая доля свободного углекислого натрия", участнику закупки не представляется возможным представить значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования к товарам установлены на основании сведений от производителей товаров, а также находятся в свободном доступе, что позволяет участникам закупки сформировать предложение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Шпатлевка", "Дисперсия", "Смеси бетонные", "Доски", "Краски цветные", "Краска МА-15", "Мыло кусковое", "Грунтовка ГФ-021".
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 чч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2016 г. N 2-57-1458/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016