Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2016 г. N 2-57-448/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя Председателя Комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ": М.О. Манжос, С.А. Сахарова,
Департамента города Москвы по конкурентой политике: В.В. Сахно,
ООО "Агат": С.П. Попова,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N0173200001415001464) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений аукционной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе, а также в установлении в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/1844 от 21.01.2016
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в п.12.1 проекта государственного контракта (далее - проект ГК) установлен срок действия контракта "контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31.12.2018 года", тогда как п.11 Технического задания и в п.3.1 проекта ГК установлен срок выполнения работ - 36 месяцев с момента подписания государственного контракта; при этом, согласно Извещению о проведении электронного аукциона, дата электронного аукциона - 12.02.2016, с учетом положений ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее 22.02.2016, таким образом, самым ранним сроком окончания выполнения работ может быть 22.02.2019 года.
При этом, согласно п.12.2 проекта ГК истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по Контракту (за исключением предусмотренных контрактом гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных) в течение срока действия контракта.
Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, установление Заказчиком в п.12.1 проекта ГК срока действия контракта до 31.12.2018 с учетом срока выполнения работ "36 месяцев" и даты проведения электронного аукциона - 12.02.2016, вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает количество участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Комиссия Управления приходит к выводу, что срок действия контракта, установленный в п.12.1 проекта ГК является неисполнимым с учетом срока выполнения работ, даты проведения электронного аукциона, а также положений п.12.2 проекта ГК, что является нарушением п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены следующие требования к товарам: п.6 "Кабели силовые" -число жил и сечение должно быть 1х1,5 штхмм2, п.21 "Кабели силовые" - число жил и сечение должно быть 5х1,5, 4х1,5 штхмм2, п.50 "Кабели силовые" - число жил и сечение должно быть 5х1,5, 4х1,5 штхмм2, п.76 "Кабели силовые" - число жил и сечение основной жилы должно быть 2х1,5, 3х1,5, 4х1,5 штхмм2. Вместе с тем, по мнению Заявителя жалобы, в аукционной документации отсутствует информация об объеме и количестве необходимых товаров, а именно: кабель силовой 1х1,5, 5х1,5, 4х,1,5 штхмм2, так как в Ведомости основных объемов материалов указаны только кабели силовые 3х1,5 и 2х1,5 штхмм2.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сметная документация, в том числе Ведомость основных объемов материалов, в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 и ст.22 Закона о контрактной системе, является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, при этом показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установлены Заказчиком в Форме 2 аукционной документации, в соответствии с положениями ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, которые вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе:
- п.5 "Доски половые" - высота доски от 20 до 36мм, марка доски должна быть ДП-21, ДП-27, ДП-35. По мнению Заявителя жалобы, данные требования установлены неправомерно и в нарушение положений ГОСТ 8242-88 "Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства", согласно которому характеристика "высота доски" имеет конкретное, строго градированное значение, а именно: для марки ДП-21 высота составляет 21 мм, для марки ДП-27 - 27 мм, для марки ДП-35 - 35 мм;
- п.6 "Кабели силовые", п.21 "Кабели силовые" - номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля должно быть >0,38кВ; номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля от 660 до 3000В. Согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия" номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей экраном или броней кабеля U0 , и номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля U - являются конкретными показателями, так номинальное напряжение кабелей может быть: 0,38/0,66; 0,6/1; 1,8/3 кВ;
- п.7 "Наличники" - высота от 12 до 14мм; ширина от 44 до 74мм; марка наличника должна быть Н1; Н. По мнению Заявителя жалобы, согласно положениям ГОСТ 8242-88 параметры "высота" и "ширина" имеют конкретное, строго градированное значение;
- п.8 "Провода соединительные" - толщина изоляции при поставке должна быть >0,52мм; толщина оболочки при поставке должна быть >0,579мм. Вместе с тем, ГОСТ 7399-77 "Провода и шнуры на номинальное напряжение до 450/750 В" не регламентирует показатель "Толщина изоляции при поставке" и "Толщина оболочки при поставке".
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования п.5 "Доски половые", п.6 "Кабели силовые", п.21 "Кабели силовые", п.7 "Наличники", п.8 "Провода соединительные" и п.12 "Бруски хвойных пород" установлены в соответствии с положениями регламентирующих товары ГОСТ и положениями ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Так, в частности, Заказчиком в п.5 "Доски половые" установлены требования к необходимым маркам досок, а также диапазон значений параметра "высота доски" в рамках значений, установленных в ГОСТ 8242-88, что позволяет участникам закупки идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и положениями ГОСТ. Аналогично установлены требования в п.7 "Наличники" - Заказчиком установлен диапазон возможных значений в рамках значений, установленных в ГОСТ.
В п.6 "Кабели силовые", п.21 "Кабели силовые" Заказчиком установлено минимальное значение характеристики "номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля" в соответствии с ГОСТ 31996-2012.
Также представитель Заказчика пояснил, что требования в п.8 "Провода соединительные" установлены в соответствии с ГОСТ 7399-77, согласно которому нижнее предельное отклонение толщины изоляции и оболочки в любом сечении не должно быть более 0,1мм плюс 10% и 0,1мм плюс 15% для оболочки от значений, указанных в таблице 2, которая, в свою очередь устанавливает размеры номинальной толщины изоляции и оболочки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, согласно вышеуказанным требованиям аукционной документации
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
4. Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, которые вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе:
- п.12 "Бруски хвойных пород" - сорт должен быть первый; отборный; второй; параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax, шаг 50мкм должна составлять не >1250мкм. Согласно доводам жалобы, в соответствии с ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rтmax не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов;
- п.8 "Провода соединительные" - марка должна быть ПВС; число жил и сечение должно быть 2х1,5, 3х1,5 штхмм2; токовая нагрузка должна быть >10А. Вместе с тем, согласно Однако, согласно ГОСТ 7399-77 для сечения кабеля 1,5 мм2 токовая нагрузка имеет определенное значение, а именно 14А;
- п.16 "Плиты древесно-стружечные" - выделение формальдегида должно быть не >0,5975 Мг/ 100 г абсолютно сухой плиты. Вместе с тем, ГОСТ 10632-2014 "Плиты древесно-стружечные. Технические условия" не регламентирует показатель "выделение формальдегида", а определяет класс эмиссии формальдегида;
- п.21 "Кабели силовые" - действительное значение толщины изоляции должно быть от 0,61 до 0,91мм; действительное значение толщины оболочки должно быть от 1,42мм. Вместе с тем, ГОСТ 31996-2012 не регламентирует показатели "действительное значение толщины изоляции" и "действительное значение толщины оболочки";
- п.43 "Трубы стальные электросварные" - сталь труб должна быть 10; 15; 20; Ст1; Ст2; Ст3; Ст4; степень раскисления кипящая; спокойная; полуспокойная. группа прочности проката ОК300В; ОК360В; ОК370В; ОК400В; К260В; К270В; К310В; К330В; К350В; К390В; К490В. Вместе с тем, согласно Приложению Б ГОСТ 16523-97 "Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения. Технические условия", каждой группе прочности проката соответствуют свои марки стали, таким образом, участники закупки не могут предложить группы прочности проката К390В; К490В, так как согласно ГОСТ данным группам соответствуют марки стали 25, 30, 35, 40, 45, 50, которые не установлены при описании требований к товару. Аналогичные требования установлены в п.67 "Прокат стальной листовой";
- п.76 "Кабели силовые" - число жил и сечение основной жилы должно быть 2х1,5, 3х1,5, 4х1,5 штхмм2; номинальное сечение жилы заземления от 1,0* до 2,5, отсутствует. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения; в случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра". Согласно таблице 3 ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией" номинальное сечение жилы заземления для кабелей с сечением основной жилы 1,5 мм2 составляет единственное значение 1,0 мм2, тогда как Заказчиком установлен диапазон значений сечения жилы заземления (от 1,0* до 2,5мм2 );
- п.84 "Петля накладная дверная" - количество шурупов по ГОСТ 1145 должно быть от 5 до 9шт; размер шурупов по ГОСТ 1145 должен быть от 4х25* до 5х30*мм. Вместе с тем, в соответствии с таблицей 2 ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" и согласно положениям Инструкции по заполнению первой части заявки участникам закупки не представляется возможным указать значение диаметра шурупа 4 и 5 мм, так как они не отмечены знаком * (звездочка), таким образом, участникам закупки не представляется возможным указать конкретное значение по параметру "размер шурупов по ГОСТ 1145". Аналогичные нарушения установлены в п.88 "Петля накладная оконная";
- п.85 "Лен трепаный" - группа цвета от 1* до 3*; не нормируется. материал льна трепаный лен стланцовый; трепаный лен моченцовый; трепаный лен паренцовый. характеристика цвета должен быть светлый с желтоватым оттенком; серо*-зеленоватый*или зеленовато*-желтый* неяркого оттенка или серый (нетемный), сходный с цветом стланца; темный или густой зеленый или зелено*-бурый*; не нормируется. Согласно приложению 3 ГОСТ 10330-76 "Лен трепаный. Технические условия" каждая группа обладает определённым цветом. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки участникам закупки необходимо выбрать 1, 2, или 3 группу цвета (так как помечены знаком * (звездочка)) моченцового льняного полотна и указать характеристику цвета данной группы. Вместе с тем, участникам закупки не представляется возможным корректно сформировать заявку на участие в аукционе, так как согласно ГОСТ 10330-76 группа цвета 3 имеет характеристику "светлый с желтоватым оттенком", вместе с тем, данная характеристика не отмечена знаком *(звездочка);
- п.88 "Петля накладная оконная" - условное обозначение петель должны быть пн-1, пн-2, пн-3, пн-6. размер b должен быть от 9 до 26, не нормируется. размер s должен быть от 2,0* до 3,0*, не нормируется. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. Вместе с тем, согласно ГОСТ 5088-2005 "Петли для оконных и дверных блоков. Технические условия" для всех марок петель ПН-1, ПН-2, ПН-3, ПН-6 установлены показатели параметров размеров b и s, тогда как Заказчиком через символ "," установлено значение "не нормируется";
- п.89 "Грунтовка" - наименование грунтовки АК-069; АК-070; АК-070М. Вместе с тем, ГОСТ 25718-83 "Грунтовки АК-069 и АК-070. Технические условия", требование о соответствии характеристик которого установлено в аукционной документации не регламентирует показатели краски АК-070М.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований п.12 "Бруски хвойных пород", п.8 "Провода соединительные", п.16 "Плиты древесно-стружечные", п.21 "Кабели силовые", п.43 "Трубы стальные электросварные", п.67 "Прокат стальной листовой" п.76 "Кабели силовые", п.84 "Петля накладная дверная", п.85 "Лен трепаный", п.88 "Петля накладная оконная" и п.89 "Грунтовка", а также пояснить на основании каких нормативных документов и технических регламентов установлены данные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования в п.12 "Бруски хвойных пород", п.8 "Провода соединительные", п.16 "Плиты древесно-стружечные", п.21 "Кабели силовые", п.43 "Трубы стальные электросварные", п.67 "Прокат стальной листовой", п.76 "Кабели силовые", п.84 "Петля накладная дверная", п.85 "Лен трепаный", п.88 "Петля накладная оконная" и п.89 "Грунтовка", установлены в нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГКУЗ "ПТО КРиС ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований в п.12 "Бруски хвойных пород", п.8 "Провода соединительные", п.16 "Плиты древесно-стружечные", п.21 "Кабели силовые", п.43 "Трубы стальные электросварные", п.67 "Прокат стальной листовой", п.76 "Кабели силовые", п.84 "Петля накладная дверная", п.85 "Лен трепаный", п.88 "Петля накладная оконная" и п.89 "Грунтовка" технического задания аукционной документации; в части установления срока действия контракта в п.12.1 проекта ГК.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Член Комиссии: С.И. Казарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2016 г. N 2-57-448/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016