Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2016 г. N 2-57-478/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителя Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: Лукьяненко В.В., Паузина Н.В., а также заявителя жалобы ООО "ГЕФЕСТ": Цымбаловой В.И.,
рассмотрев жалобу ООО "ГЕФЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на осуществление функций генерального подрядчика работ по реконструкции (регенерации) объекта "Комплекс зданий училища живописи, ваяния и зодчества - помещение для картинных выставок" (учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта - в разделе 2 документации закупки. Описание объекта закупки и условий контракта - в разделе 3 документации закупки (Закупка N 0373100105215000049) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/1871 от 21.01.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта аукционной документации содержится требование, возлагающее на участника дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения генеральным подрядчиком обязательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с п.8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта аукционной документации указано следующее: "п.6.2 В случае, если по каким-либо причинам обеспечение обязательств по Договору перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генподрядчиком своих обязательств по Договору, Генподрядчик обязан в течение 10 (Десяти) рабочих дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на условиях и в размере, указанных в пункте 6.1 Договора", что может ограничивать количество участников закупки, поскольку возлагает дополнительные обязанности и ответственность на исполнителя контракта.
В силу п.6 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.7 ст.96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих доводы жалобы, и свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя в составе аукционной документации Заказчика содержится проект государственного контракта с неустановленными сроками действия контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии.
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены
Согласно п.8 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно доводам Заявителя, в п.6.1 проекта контракта установлены следующие требования: "Обеспечение исполнения обязательств по Договору предоставляется на весь срок действия Договора и на один месяц покрывает такой срок (подпункты на выбор Генподрядчика)", а также в п.9.5 .проекта государственного контракта указано, что "Срок действия Договора - с момента его заключения и до полного исполнения Сторонами всех обязательств по Договору, включая гарантийные обязательства по Договору", таким образом, отсутствие срока действия контракта не позволяет определить срок предоставления обеспечения в виде банковской гарантии.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку положения проекта государственного контракта не позволяют определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником в качестве обеспечения данного контракта.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчика не указана дата начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.12 "Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе" информационной карты аукционной документации указано следующее: "Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации закупки - за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации Заказчика отсутствует информация предусмотренная п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно даты начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к участнику закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением объектом закупки является осуществление функций генерального подрядчика работ по реконструкции (регенерации) объекта "Комплекс зданий училища живописи, ваяния и зодчества - помещение для картинных выставок" (учебно-выставочный комплекс Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова) по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, вл. 21/8 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта - в разделе 2 документации закупки. Описание объекта закупки и условий контракта - в разделе 3 документации закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
При этом, на основании ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке Заказчиком устанавливается условие допуска к участию в закупке на выполнение работ по организации строительства. Таким условием должно являться наличие у участника закупки только свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 16 "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ" информационной карты аукционной документации Заказчика установлено требование о наличии свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, и иные ограничения в соответствии с требованиями проекта гражданско-правового договора без указания видов работ, допуском к которым должен обладать исполнитель государственного контракта при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что требования аукционной документации Заказчика в части требований к участникам закупки установлено Заказчиком таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки в нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования которые ограничивают количество участников закупки.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации указаны виды и объемы работ, подлежащих выполнению в рамках государственного контракта, а также установлены требования к материалам, используемых при выполнении работ, при этом, в случае, когда работы не требуют использования материалов, Заказчиком указано "не применяются", что позволяет определить потребность Заказчика, а также позволяет сформировать заявку на участие в данном аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы в части неправомерного установления Заказчиком вышеуказанных требований, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупок при установлении вышеуказанного требования.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п.718 "Извещатель ПС автоматический тепловой электро-контактный, магнитоконтактный в нормальном исполнении" поскольку в инструкции по заполнению заявки отсутствует разъяснение в части символа "", что не позволяет подготовить заявку на участие в данном аукционе.
В приложении N3 аукционной документации указано требование к товарам, используемым при выполнении работ, таким как, например, п.718 "Извещатель ПС автоматический тепловой электро-контактный, магнитоконтактный в нормальном исполнении" - Извещатель охранный магнитно-контактный со следующими техническими характеристиками должен быть предназначен для блокировки дверных и оконных проемов, других строительных, конструктивных элементов зданий и сооружений на открывание или* смещение, организаций устройств типа "ловушка" на любых объектах как производственных так и жилых, расстояние между магнитом и герконом, максимальное коммутируемое напряжение, 72 В, максимальный коммутируемый ток
0,5
А, степень защиты
не ниже IP55, что позволяет идентифицировать потребность Заказчика, а также максимальное и (или) минимальное значение характеристики требуемого товара.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы в части неправомерного установления Заказчиком вышеуказанных требований, а также свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупок при установлении вышеуказанного требования.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Кроме того, в приложении N3 аукционной документации указано требование к товарам, используемым при выполнении работ, таким как: п.94 "Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов многоцветных" - температура стойкости от -40 до +60 С.
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлена единица измерения для температуры стойкости, поскольку единица измерения для температура стойкости является "°С", что может вводить участников закупки в заблуждение, кроме того, в составе своей жалобы Заявитель указывает на аналогичные нарушения в части указания неверных единиц измерения по п.14, п.15, п.18, п.25, п.26, п.26, п.28, п.30, п.31.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить, в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к единице измерения "температура стойкости".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена таким образом, что в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГЕФЕСТ" на действия Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова обоснованной в части отсутствия в проекте государственного контракта срока действия контракта, отсутствия даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации, установления неправомерного требования к участнику закупки, а также в неправомерном требовании к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч.6 ст. 31, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" по делу 2-57-424/77-16 от 25.01.2016.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Член Комиссии: И.С. Максимов
исп. И.С. Максимов тел. 8-495-784-75-05, доб. 189
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 января 2016 г. N 2-57-478/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2016