Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 января 2016 г. N 2-57-713/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Члена Комиссии - специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Н.М. Попелышева,
при участии представителей:
Департамент информационных технологий города Москвы: С.В. Ражковского, Н.В. Котовой,
Тендерного комитета: В.В. Сахно,
в отсутствие представителей ООО "ГЕФЕСТ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N МГ/2676 от 26.01.2016,
рассмотрев жалобу ООО "ГЕФЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. МОСКВЫ "МЕДПРОЕКТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по мониторингу объектов строительства города Москвы в 2016 году (Закупка N 0173200001415001492) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/2676 от 26.01.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. По мнению Заявителя, проект государственного контракта содержит неправомерные положения, нарушающие права и законные интересы участников закупки.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
На основании ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта содержит следующее положение: "6.3. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем его обязательств по настоящему Контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе настоящего Контракта, если действующим законодательством РФ не предусмотрено иное", что не противоречит п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления вышеуказанного положения проекта государственного контракта, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении требования к продлению недействительного обеспечения государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Кроме того, Заявитель обжалует противоречивые требования п.3.2 проекта государственного контракта в части срока оказания услуг, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.3.2 проекта государственного контракта Исполнитель обязуется оказывать услуги по настоящему Контракту с момента заключения настоящего Контракта по 01 апреля 2016 года до 31 декабря 2016 года__ года.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное нарушение явилось следствием технической ошибки Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ст.42 Закона о контрактной системе при установлении противоречивого срока оказания услуг в рамках исполнения государственного контракта.
3. Согласно доводам Заявителя жалобы положения аукционной документации содержат противоречивые сведения в части источника финансирования государственного контракта.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно Извещению о проведении данного Аукциона источник финансирования государственного контракта - смешанный.
В соответствии с п.1.5 Технического задания аукционной документации, финансирование услуг осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что финансирование осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, при этом указание на смешанный источник финансирования содержится в Извещении о проведении данного Аукциона, поскольку исполнение и финансирование государственного контракта предполагается в 2016 и 2017 году, за счет различных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих нарушение Заказчиком положений Закона о контрактной системе при указании вышеуказанных сведений, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком прав и законных интересов Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Также, Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика в части неверного указания метода определения начальной (максимальной) цены контракта, в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.9 Информационной карты аукционной документации метод определения начальной (максимальной) цены государственного контракта: иной.
На основании ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями указанных выше положений Закона о контрактной системе в составе аукционной документации присутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, составленное в соответствии с п.1.12 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для обеспечения нужд города Москвы, утвержденных Распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N242-РП, использовался "Метод анализа стоимости аналогов с последующей корректировкой".
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы установлены противоречивые требования в части даты и времени проведения данного Аукциона.
В силу п.5 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
На основании ч.2 ст.68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 ст.68 Закона о контрактной системе день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
В соответствии с ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п.19.3 Информационной карты аукционной документации дата и время проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик: 29.01.2016 09:48.
Вместе с тем, установлено, что в соответствии с Извещением о проведении данного Аукциона дата и время проведения Аукциона: 29.01.2016 в 10:19.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное нарушение явилось следствием технической ошибки Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении противоречивых требований в части указания противоречивых сведений о времени проведения данного Аукциона.
Вместе с тем установлено, что участниками закупки подано 2 заявки на участие в Аукционе, при этом 29.01.2016 двумя участниками в ходе проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
6. Кроме того, Заявитель обжалует неправомерно установленные сроки предоставления разъяснений положений аукционной документации.
В силу п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно п.23.3 Информационной карты аукционной документации дата начала предоставления разъяснений: 30.12.2015. Дата окончания предоставления разъяснений: 30.12.2015. Дата окончания подачи заявок: 22.01.2016.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное нарушение явилось следствием технической ошибки Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении противоречивого срока окончания оказания услуг по предмету закупки.
Вместе с тем установлено, что на участие в данном Аукционе участниками закупки подано 2 заявки, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
7. Согласно доводам Заявителя жалобы в аукционной документации установлены противоречивые требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение.
В силу ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 ст.30 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст.14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются:
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в извещении о проведении Аукциона отсутствует указание на преимущества в соответствии со ст. 28, 29 Закона о контрактной системе, а также запреты и ограничения в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.17.2.5 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N44, или копии этих документов (Обязательный).
Согласно п.17.2.6 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44, или копии этих документов (Обязательный).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации вышеуказанные ограничения и преимушества для участников данной закупки не установлены, что не влечет за собой представление в составе вторых частей заявок документов, указанных в п.17.2.5 и п.17.2.6 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в нарушение Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе вышеуказанные требования Информационной карты аукционной документации могут вводить участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем установлено, что на участие в данном Аукционе участниками закупки подано 2 заявки, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЕФЕСТ" на действия ГБУЗ г. МОСКВЫ "МЕДПРОЕКТ" обоснованной в части установления противоречивых требований в части срока оказания услуг, установления противоречивых требований в части даты и времени проведения Аукциона, неправомерных сроков предоставления разъяснений положений аукционной документации, а также противоречивых требований к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: М.В. Ермакова
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Член Комиссии: Н.М. Попелышев
Исп: Попелышев Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 января 2016 г. N 2-57-713/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2016