Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2016 г. N 2-57-677/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
Члена комиссии:
специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Кондратьевой А.О.,
при участии представителей ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы": Шевяхова М.Б., а также ООО "АГАТ": Попова С.П.,
рассмотрев жалобу ООО "АГАТ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку моющих средств для учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2016 году (закупка 1) (Закупка N 0373200041515000538) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/2618 от 26.01.2016 документы и сведения.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования в аукционной документации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка N 0373200041515000538 проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в извещении о проведении закупки установлены преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, при этом в извещении отсутствуют ограничения в отношении участников закупки, что нарушает ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение о проведении закупки N 0373200041515000538 среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям с начальной (максимальной) ценой контракта более двадцати миллионов рублей, а именно, 49 037 742,90 рублей.
2. Согласно доводам Заявителя, в проекте государственного контракта отсутствует информация о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара.
В соответствии с. ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п. 4.10 проекта государственного контракта установлено: "Не позднее ___ (____) дней после получения от Поставщика документов, указанных в п. 4.9 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку поставленных товаров (и сопутствующих услуг) по настоящему Контракту на предмет соответствия их количеству, качеству и иным требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет Поставщику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта приемки-передачи товара, либо запрос о предоставлении разъяснений относительно поставленных товаров (и сопутствующих услуг), либо мотивированный отказ от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг), или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия поставленных товаров (и сопутствующих услуг) в связи с необходимостью устранения недостатков Поставщик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки за свой счет".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода Заявителя, поскольку отсутствие информации о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, ссылка на который содержится в п. 4.10 проекта государственного контракта, свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя, в аукционной документации не определено условие о порядке оплаты поставляемого товара.
Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерное требование, установленное Заказчиком в п. 2.2 проекта государственного контракта "Вариант 1. Оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации. Вариант 2. Оплата по Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации.по курсу ____________ к рублю российской федерации, установленному центральным банком России на день платежа, но не выше, чем курс ____________ к рублю российской федерации, установленный Центральным банком России на день заключения контракта.
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона указана начальная (максимальная) цена контракта в российских рублях.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 2.5 проекта государственного контракта указано: "Заказчик поэтапно оплачивает услуги Поставщика, оказанные на соответствующем этапе Календарного плана Технического задания (пункт 11 Технического задания), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета в Московском городском казначействе на расчетный счет Поставщика, реквизиты которого указаны в ст. 16 Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта приемки-передачи товаров по соответствующему этапу, составленного по форме приложения 2 к Контракту, с приложением документов, подтверждающих объем поставленных товаров, в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи товаров по соответствующему этапу. Авансовый платеж не предусмотрен", в п. 2.9 проекта государственного контракта содержится следующее условие: "В случае поставки товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товара производится Заказчиком только после поставки последней части, входящей в комплект", в п. 2.10 проекта государственного контракта указано: "В случае отказа Поставщика от исполнения принятых на себя по настоящему Контракту обязательств по поставке товара (и оказанию сопутствующих услуг) аванс возвращается в течение 5 (пяти) _____ (календарных, рабочих) дней со дня направления Заказчиком соответствующего требования о возврате аванса Поставщику. Отказ Поставщика от исполнения своих обязательств возможен только в связи с существенными нарушениями условий Контракта Заказчиком (удаляется, если аванс не предусмлотрен)".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем на Заседании Комиссии в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлены документы и сведения, подтверждающие довод жалобы и каким образом вышеуказанные требования влекут к ограничению количества участников закупки и не позволяют подготовить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта указаны условия, позволяющие идентифицировать порядк оплаты поставляемого товара.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, проект государственного контракта не содержит конкретных сроков действия государственного контракта, что не позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения государственного контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со Закона о контрактной системе.
На основании ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п. 12.1 проекта государственного контракта содержится следующее: "Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до "___" __________ 20___ г.( срок действия контракта, который не может превышать 31 декабря года, в котором согласно условиям контракта должны быть произведены поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг)".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в части неустановления срока действия государственного контракта.
5. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра".
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя:
а) требования к товару п. 17 "Зубная паста ДЕТСКАЯ, от 50* до 60*мл" (водородный показатель: должен быть от 5,0* до 11,0* рН; массовая доля суммы тяжелых металлов: должна быть не более 0,0025 %; массовая доля фторида (в расчете на молярную массу фтора): должна быть в пределах от 0,04 до 0,20 %) противоречат ГОСТ 7983-99 ""Пасты зубные. Общие технические условия"", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно п. 3.1.4 ГОСТ ГОСТ 7983-99 водородный показатель (рН) составляет 5,5-10,5, массовая доля суммы тяжелых металлов не более 0,002%, массовая доля фторида (в расчете на молярную массу фтора) 0,05-0,15%. Кроме того, аналогичные вышеуказанные нарушения присутствуют в требованиях п. 15 "Зубная паста, от 90* до 100*мл", п. 16 "Зубная паста, от 50* до 75*мл", п. 20 "Зубной набор (зубная щетка + зубная паста)".
б) требования к товару п. 18 "Зубная щетка ДЕТСКАЯ" (по степени жесткости зубная щетка: должна быть мягкая - М или средней жесткости - С; длина колодки зубной щетки должна быть от 90* до 135* мм; длина рабочий части зубной щетки: должна быть до 2,5 см; толщина колодки в рабочий части зубной щетки: должна быть от 3,5* до 6,0* мм; высота кустов зубной щетки: должна быть от 7,5* до 13,5* мм) противоречат ГОСТ 6388-91 "Щетки зубные. Общие технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно п. 1 ГОСТ 6388-91 детские щетки должны изготовляться только мягкими, также согласно п. 1.1 длина колодки зубной щетки составляет 90 - 135 мм, длина рабочий части зубной щетки составляет 21 - 30 мм, толщина колодки в рабочий части зубной щетки составляет 4,0 - 5,5 мм, высота кустов зубной щетки составляет 8,0 - 13,0 мм. Кроме того, аналогичные вышеуказанные нарушения присутствуют в требованиях п. 19 "Зубная щетка", п. 20 "Зубной набор (зубная щетка + зубная паста)".
в) требования к товару п. 19 "Зубная щетка" (длина колодки зубной щетки: должна быть от 140* до 192* мм; высота куста зубной щетки: должна быть от 7,5 мм; количество кустов зубной щетки: должна быть до 55 штук; по степени жесткости зубная щетка должна быть мягкая - М или средней жесткости - С.; прочность крепления кустов щеток: должна быть не менее 28 Н; колодки щетки в месте наименьшего сечения выдерживают нагрузку: не менее 0,52 Дж; показатель жесткости щетки: до 80 условных единиц) противоречат ГОСТ 6388-91, поскольку согласно п. 1.1 ГОСТ 6388-91 длина колодки зубной щетки для взрослых составляет 140 - 192 мм, высота куста зубной щеткидля взрослых составляет 9,0 - 15,0 мм, количество кустов зубной щетки для взрослых составляет 27 - 55 штук, также согласно п. 2.2.5 прочность крепления кустов щеток должна быть не менее 29 Н., п. 2.2.6 колодки щетки в месте наименьшего сечения должны выдерживать нагрузку не менее 0,54 Дж., п. 2.2.8 показатель жесткости для мягких зубных щеток составляет от 45 до 70 включ. условных единиц, показатель жесткости для средних зубных щеток составляет св. 70 до 80 включ. условных единиц, показатель жесткости для жестких зубных щеток составляет св. 70 до 80 включ. условных единиц. Кроме того, аналогичные вышеуказанные нарушения присутствуют в требованиях п. 20 "Зубной набор (зубная щетка + зубная паста)".
г) требования к товару п. 33 "Мыло жидкое "Детское" с дозатором, от 300* до 490*мл" (пенное число: должно быть не менее 140 мм; массовая доля хлоридов: должна быть не более 6,5%, по токсикологическим показателям безопасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 мыло относится: к 3 -му (вещества умеренно опасные) или к 4-му (вещества малоопасные) классу опасности) противоречат ГОСТ 31696-2012 "Продукция косметическая гигиеническая моющая. Общие технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, поскольку согласно п. 3.1.3 31696-2012 пенное число составляет не менее 145 мм, массовая доля хлоридов не более 6,0%, п. 4.1 по токсикологическим показателям безопасности моющую продукцию относят к 4 классу опасности (вещества малоопасные). Кроме того, аналогичные требования по параметрам "пенное число", "массовая доля хлоридов" установлены в п. 34 "Мыло жидкое, от 300* до 500*мл", п. 35 "Мыло жидкое, от 500* до 1000*мл".
д) требование к товару п. 34 "Мыло жидкое, от 300* до 500*мл" (устойчивость пены: > 0,6) противоречит ГОСТ 31696-2012, поскольку согласно п. 3.1.3 ГОСТ 31696-2012 устойчивость пены составляет не менее 0,8.
е) требование к товару п. 35 "Мыло жидкое, от 500* до 1000*мл" (водородный показатель: от 4,5* до 12*) противоречит ГОСТ 31696-2012, поскольку согласно п. 3.1.3 ГОСТ 31696-2012 водородный показатель составляет 5,0 - 8,5.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе представителем Заказчика не представлены возражения, а также документы и сведения, подтверждающие правомерность установления вышеуказанных требований к товарам п. 17 "Зубная паста ДЕТСКАЯ, от 50* до 60*мл", п. 18 "Зубная щетка ДЕТСКАЯ", п. 19 "Зубная щетка", п. 33 "Мыло жидкое "Детское" с дозатором, от 300* до 490*мл", п. 34 "Мыло жидкое, от 300* до 500*мл", п. 35 "Мыло жидкое, от 500* до 1000*мл" аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация в части характеристик товаров п. 17 "Зубная паста ДЕТСКАЯ, от 50* до 60*мл", п. 18 "Зубная щетка ДЕТСКАЯ", п. 19 "Зубная щетка", п. 33 "Мыло жидкое "Детское" с дозатором, от 300* до 490*мл", п. 34 "Мыло жидкое, от 300* до 500*мл", п. 35 "Мыло жидкое, от 500* до 1000*мл" составлена в нарушение п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АГАТ" на действия ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности организаций социальной защиты населения г. Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 17 "Зубная паста ДЕТСКАЯ, от 50* до 60*мл", п. 18 "Зубная щетка ДЕТСКАЯ", п. 19 "Зубная щетка", п. 33 "Мыло жидкое "Детское" с дозатором, от 300* до 490*мл", п. 34 "Мыло жидкое, от 300* до 500*мл", п. 35 "Мыло жидкое, от 500* до 1000*мл", отсутствия ограничений в отношении участников закупки, отсутствия информации в проекте государственного контракта о порядке и сроках осуществления Заказчиком приемки поставленного товара, а также отсутствия в проекте государственного контракта конкретных сроков действия государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1,2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 96, ч. 3 ст. 30, ч. 13 с. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Логинова
Заместитель председателя комиссии М.В. Ермакова
Член комиссии А.О. Кондратьева
исп. Кондратьева А. О. Тел. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 января 2016 г. N 2-57-677/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2016