Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2016 г. N 2-57-1680/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
при участии представителей:
ГБОУ "Центр образования N 1858": Д.С. Трубнева, И.С. Ульяновой,
ГБОУ "Школа N 1987 многопрофильный образовательный комплекс": Ю.Е. Челюкановой,
ГКУ "Дирекция ДОгМ": А.В. Кравченко,
ООО "ТРАСТ": Д.М. Курганова,
рассмотрев жалобу ООО "ТРАСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Центр образования N 1858" и ГБОУ "Школа N 1987 многопрофильный образовательный комплекс" (далее - Заказчики) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту для нужд образовательных организаций подведомственных Департаменту образования города Москвы в 2016 году (торги среди СМП и СОНО) (Закупка N0373200173916000036) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные Заказчиками в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/7541 от 29.02.2016.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены излишние требования к товарам, что препятствует формированию заявки на участие в аукционе и ограничивает количество участников закупки, а именно: "Электроды" - масса электродов в коробке или пачке до 8 кг"; "Краски водно-дисперсионные" - расход краски не менее 110 г/м; "Смеси сухие фуговочные для заделки швов между плитками" - расход воды до 6*л/25кг, расход при толщине слоя 1 мм 0,9-1,1 кг/м
; "Шпатлевка" - расход для потолков не более 0,3 кг/м
, расход для перегородок не более 0,5 кг/м
; "Краски масляные" - расход краски на однослойные покрытия 55-240 г/м
. Также, Заявитель обжалует установление излишних требований к товару "Краски водно-дисперсионные" - массовая доля пленкообразующих веществ от 40*% и массовая доля твердых веществ менее 20%, так как значения даннхы показателей определяются методом испытаний по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" и вычисляются при помощи формул, кроме того, производители товаров не указывают данную характеристику в технических сведениях о товаре.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить на основании каких нормативных документов и технических регламентов установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать потребность Заказчиков в установлении вышеуказанных требований к товарам. Кроме того, аукционная документация также не содержит обоснования установления таких требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам "Электроды", "Краски водно-дисперсионные", "Смеси сухие фуговочные для заделки швов между плитками", "Шпатлевка" и Краски масляные" установлены в нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить в заблуждение участников закупки и может привести к ограничению количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиками установлены требования к товарам, противоречащие положениям регламентирующих товары ГОСТ, а именно:
- "Олифа для окраски" - растворители входящие в состав олифы-оксоль: уафт-спирит, нефрас С4-150/200; предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений не более 300 мг/м. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия" предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений для уафт-спирит, нефрас С4-150/200 составляет 100 мг/м
. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиками установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 190-78, так как участникам закупки предоставляется возможным предложить значения параметра "предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны производственных помещений" в диапазоне от 100 до 300 мг/м
, что будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить положениям ГОСТ 190-78;
- "Кабель силовой" - изоляция должна быть из поливинилхлоридного пластиками пониженной пожарной опасности, допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании более 150°С. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кв. Общие технические условия" для изоляции из поливинилхлоридного пластиками пониженной пожарной опасности допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании составляет 160°С. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиками установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 31996-2012, так как участникам закупки предоставляется возможным предложить значения параметра "допустимая температура нагрева жил кабеля, предельная при коротком замыкании" в диапазоне от 150 до 160°С, что будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить положениям ГОСТ 31996-2012;
- "Краски водно-дисперсионные" - условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4мм при температуре (20,00,5)°С менее 40с. Вместе с тем, согласно положениям ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" значение параметра "условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4мм при температуре (20,0
0,5)°С" составляет не менее 30с. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы, Заказчиками установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ 28196-89, так как участникам закупки предоставляется возможным предложить значения параметра "условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4мм при температуре (20,0
0,5)°С" в диапазоне "менее 30с", что будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить положениям ГОСТ 28196-89.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам "Олифа для окраски", "Кабель силовой" и "Краски водно-дисперсионные" установлены в нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиками установлены требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ 190-78, ГОСТ 31996-2012 и ГОСТ 28196-89 соответственно, что может вводить в заблуждение участников закупки и может привести к ограничению количества участников закупки.
3. Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товару "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)" - диаметр условного прохода (тип трубы): 15 (легкие; обыкновенные), 20 (легкие), 25 (легкие; обыкновенные), 32 (обыкновенные); должны выдерживать испытание на загиб вокруг отправки радиусом до 80*мм. Согласно положениям п.2.9 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы с условным проходом до 40мм включительно должны выдерживать испытание на загиб вокруг отправки радиусом, равным 2,5 наружного диаметра. Наружный диаметр для труб с условным проходом 15, 20, 25, 32 составляет 21,3, 26,8, 33,5 и 42,3 мм соответственно. Таким образом, для труб с условным проходом 25 испытание на загиб вокруг отправки радиусом составляет 83,75мм; для труб с условным проходом 32 - 105,75мм. Таким образом, Заказчиками установлены неправомерные и противоречивые требования к указанному товару, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)" аукционной документации установлены в нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров положениям ГОСТ 10950-78 "Пиломатериалы и заготовки. Антисептирование способом погружения" и ГОСТ 9757-90 "Гравий, щебень и песок искусственные пористые. Технические условия", так как указанные ГОСТ являются недействующими.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участники закупки вправе применять ГОСТы в действующей редакции, в случае, если ГОСТы являются устаревшими. Так, в частности, взамен ГОСТ 10950-78 введен ГОСТ 10950-2013. Также Заказчиком установлено требование о соответствии товара "Гравий керамзитовый" положениям ГОСТ 9757-90, а именно по параметрам "фракция", "полные остатки", "плотность", которые, в свою очередь, являются стандартными показателями указанного товара, а также регламентируются производителями.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, а также документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе с учетом установления требований о соответствии характеристик товаров вышеуказанным ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель обжалует установление требований о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ 16442-80 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией. Технические условия", так как данный ГОСТ распространяется на продукцию, изготавливаемую по заказу Минобороны России.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать потребность Заказчика в установлении требования о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ 16442-80.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанного требования, что может вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТРАСТ" на действия ГБОУ "Центр образования N 1858" и ГБОУ "Школа N 1987 многопрофильный образовательный комплекс" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Электроды", "Краски водно-дисперсионные", "Смеси сухие фуговочные для заделки швов между плитками", "Шпатлевка", "Краски масляные", "Олифа для окраски", "Кабель силовой" и "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные)"; в части установления требования о соответствии характеристик товаров положениям ГОСТ 16442-80.
2. Признать в действиях Заказчиков нарушение положений п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2016 г. N 2-57-1680/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016