Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12768/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ГБУ города Москвы "Жилищник района Богородское": М.А. Румянцевой,
ООО "Техно-Профи": И.С. Евграфовой, А.Ю. Полякова,
рассмотрев жалобу ООО "Техно-Профи" (далее-Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Богородское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем дымоудаления и противопожарной автоматики (Закупка N 0373200006215000806) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N 11/54014 от 30.12.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требований в документации об электронном аукционе в нарушение положений законодательства об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) формирования начальной (максимальной) цены контракта;
2) нарушений при опубликовании разъяснения положений аукционной документации;
3) установления неправомерных требований к товарам, которые также вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя: "Заказчиком допущены нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта, а именно, предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем дымоудаления и противопожарной автоматики в жилых домах, которые ГБУ города Москвы "Жилищник района Богородское" обслуживает как управляющая компания на основании выигранного открытого конкурса проведенного управой по управлению такими домами не может являться услугами нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании ч.1 ст.19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Согласно ч.7 ст.22 Закона о контрактной системе нормативный заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со Закона о контрактной системе в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что расчет стоимости технического обслуживания систем ДУ и ППА произведен в соответствии с распоряжением от 30.06.2015 года N 05-01-06-187/5 "Об утверждении расценок на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Кроме того, согласно ч. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании ст.99 Закона о контрактной системе Комиссией Управления принято решение о направлении в Главное контрольное управление города Москвы жалобы ООО "Техно-Профи" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Богородское" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем дымоудаления и противопожарной автоматики (Закупка N 0373200006215000806) для рассмотрения по существу в части указанного довода.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе при опубликовании разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На основании ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации в части требований Технического задания аукционной документации ненадлежащим образом.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации в сроки, предусмотренные ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, с указанием предметов поступивших от участников закупки запросов.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, какие именно разъяснения положений аукционной документации даны в нарушение ст.65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) По мнению Заявителя, в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации указано:
-п.Прибор приемно-контрольный указано: - Емкость внутреннего буфера не менее 20 и до 32. Согласно доводам жалобы Заявителя в техпаспорте на данный товар данный диапазон соответствует "Количеству шлейфов сигнализации", при этом "Емкость внутреннего буфера" установлена "не менее 512 событий".
-п.Ацетон технический ГОСТ 2768-84 "Ацетон технический. Технические условия" указано требование: Температурные пределы воспламенения паров в воздухе не должны быть нижний - минус ниже 20, при этом, согласно ГОСТ 2768-84 температурные пределы воспламенения паров в воздухе: нижний - минус 20 °С.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам "Прибор приемно-контрольный", "Ацетон технический" установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя требование к товару "Извещатель пожарный ручной" установлено в нарушение Закона о контрактной системе, а именно: "Рабочий диапазон температур от - 30 до +55 °C".
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", а также символами "многоточие", "тире", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения если параметр не является функциональной характеристикой товара. В случае если требования предъявляются к функциональной характеристике товара, требуется указать диапазон значений".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе с учетом указанных в аукционной документации максимальных и (или) минимальных значений показателей составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение при определении максимальных и (или) минимальных значений показателей.
В жалобе Заявитель указывает, что следующие требования к товарам, указанные в Технической части аукционной документации, установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) п.Пульт контроля и управления указано: Напряжение питания* от 10,2 до 28,4 В
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки указано: "в случае если требуемое значение параметра товара сопровоокдается словами: "от" и "до", "от" или"до", а также символами "многоточие", "тире", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-показатель (-и) из данного диапазона", что позволяет участнику закупки сформировать предложение.
2) -п.Сжим для проводов тип 2 указано: Сечение проводов магистральных в диапазоне от 95 до 150.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и позволяет с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе сформировать предложение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов в подтверждение того, каким образом установленные требования к товарам "Пульт контроля и управления", "Сжим для проводов тип 2" вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать предложение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Наряду с этим, Комиссией Управления в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчиком в п.8 "Общие требования услугам, требования по объему гарантий качества, требованияпо сроку гарантий качества на результаты осуществления закупок" Технического задания аукционной документации предусмотрено: -в случае необходимости частичная замена постов управления кнопочных; - в случае необходимости замена пускателей магнитных, выключателей автоматических однополюсных; выключателей автоматических трехполюсных; выключателей (переключателей) пакетных; реле времени и промежуточных электромагнитных, соленоидов электромагнитных, электропроводки и других элементов Систем.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Технической части аукционной документации содержатся требования к товарам, необходимых к использованию при техническом обслуживании систем дымоудаления и противопожарной автоматики, в частности: Извещатель пожарный ручной, Извещатель тепловой, резистор, реле.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в аукционной документации не указаны сведения, позволяющие определить объем используемых товаров и сформировать ценовое предложение.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Техно-Профи" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Богородское" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Прибор приемно-контрольный указано", "Ацетон технический"; в части установления неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4.Передать материалы дела N 2-57-12768/77-15 от 12.01.2016 в Главное контрольное управление г. Москвы в части обжалования Заявителем жалобы неправомерного обоснования начальной максимальной цены контракта на основании ст. 99 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12768/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2016