Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12832/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Дубравного А.П.,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Сильяновой Е.А.,
при участии представителя Администрации поселения Первомайское: Трошева А.Т., в отсутствие представителей ООО "АРМ-Строй", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/54010 от 30.12.2015),
рассмотрев жалобу ООО "АРМ-Строй" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Первомайское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории п. Первомайское в городе Москве, п. Птичное, ул. Центральная, д. 2 и д. 10 (Закупка N 0148300018315000073) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/54010 от 30.12.2015) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, а также ранее представленных документов, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемыми при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации:
- в п. 1 "Щебень из естественного камня" установлено требование "Группа щебня: с первой по четвертую", что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждения участников закупки, поскольку невозможно однозначно определить что требуется Заказчику, группа щебня с первой по четвертую или требуется одна группа щебня;
- в п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые" установлены требования "Норма подвижности по погружению конуса: от 1 до 12 вкл. см", "Марка по подвижности: Пк2-Пк4", что, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технически условия", согласно которому для марок по подвижности "Пк2-Пк4" минимальное погружение конуса составляет свыш. 4см;
- в п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые" установлено требование "Минимальный расход цемента: не менее 100 кг", по мнению Заявителя, данное требование ограничивает количество участников закупки, поскольку участник может использовать готовую сухую смесь упакованную в мешки, в таком случае не представляется возможным вычислить расход цемента;
- в п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые": по мнению Заявителя, неправомерно установлены требования не к самому закупаемому товару, а к компонентам из которого производится смесь, так например установлено: "Песок: сеяный природный", "Класс песка: II", "Модуль крупности песка: до 1,0 вкл." и т.д.;
- в п. 8 "Смеси сухие фуговочные" установлены требования "Тип заполнителя: песок", "Содержание зерен более 0,315мм: 0% по массе", "Содержание зерен менее 0,316 мм: от 0 до 100% по массе", по мнению Заявителя, данные требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку в качестве заполнителя используется песок, однако согласно требованиям Заказчика возможно указание 0% содержания зерен песка, что означает отсутствие песка;
- в п. 13 "Смеси бетонные, БСГ" установлено требование "Содержание фракции 10-20 мм в щебне: от 60 до 75 % по массе", "Содержание фракции 5(3)-10 мм в щебне: не менее 25 не более 40 % по массе", однако в соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" и ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" существует фракция св. 10 до 20, таким образом требование Заказчика о необходимости указания участником закупки содержание фракции 10-20 и 5(3)-10 в щебне может вводить участников закупки в заблуждение;
- в п. 19 "Вода техническая" установлено требование "Содержание в воде ионов натрия Na+ в составе растворимых солей: не должно превышать 1 000 мг/л", "Максимальное допустимое содержание растворимых солей: не более 35 000 мг/л", Максимально допустимое содержание ионов 4SO-2: не более 2700мг/л", "Водородный показатель: должен быть не менее 4 и не более 12,5 pH", "Максимально допустимое содержание ионов CL-:не более 20 000 мг/л", "Максимальное допустимое содержание взвешенных частиц: не более 500 мг/л", "Окисляемость воды: не должна быть более 15мг/л", по мнению Заявителя, что является излишними требованиями к товару, поскольку данные показатели вычисляются путем лабораторных испытаний для вычисления химического состава воды, что может повлечь ограничение количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар на этапе подготовки заявки на участие в аукцоне.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании Заказчиком при формировании аукционной документации установлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к вышеуказанным характеристикам товаров.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующего требования к товару, применяемого при выполнении работ:
- в п. 12 "Пена монтажная" установлено требование "Избыточное давление в аэрозольный упаковке при 20 ОС: 0,20-0,60 МПа", по мнению Заявителя, данное требование является нестандартным и не позволяет определить потребность Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил, что вышеуказанное требование установлено вследствие технической ошибки при формировании документации о закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товару по п. 1, 2, 8, 12, 19, а также по п.13 в части характеристики "Содержание фракции щебня" составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам:
- по п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые" установлено требование "По основному назначению: кладочные/штукатурные", по мнению Заявителя требования установленные Заказчиком противоречат друг другу, поскольку смеси требуются цементно-песчаные, клеевые, при этом установлено требование к кладочным или штукатурным;
- по п. 3 "Шпатлевка перхлорвиниловая" установлено требование "Условная вязкость шпатлевки при температуре (20,0+0,5)°C по ВЗ-246, сопло 6 мм, по ВЗ-1, сопло 5,4 мм: 20-100 с". Согласно доводам жалобы Заявителя, участнику закупки не представляется возможным определить потребность Заказчика, поскольку инструкцией по заполнению первой части заявки не предусмотрено правила чтения знака "-";
- по п. 13 "Смеси бетонные, БСГ" установлено требование "Содержание фракций 5(3)-10 мм в щебне: не менее 25 не более 40 % по массе", по мнению Заявителя, данное требование противоречит требованиям ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые", поскольку согласно ГОСТ 26633-2012 в бетоне должна содержаться либо фракция 5-10 мм, либо 3-10мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п. 2 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые" по характеристике "По основному назначению: кладочные/штукатурные" требование установлено в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные" (п.3.1.1.), согласно которому по основному назначению растворы подразделяют на кладочные, облицовочные, штукатурные. Также представитель Заказчика пояснил, что в п. 3 "Шпатлевка перхлорвиниловая" по характеристике "Условная вязкость шпатлевки при температуре (20,0+0,5)°C по ВЗ-246, сопло 6 мм, по ВЗ-1, сопло 5,4 мм: 20-100 с" требование установлено в соответствии с ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки", согласно которому показатель условной вязкости шпатлевки при температуре (20,0+0,5)°C по ВЗ-246, сопло 6 мм, по ВЗ-1, сопло 5,4 мм указывается диапазонным значением.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что в п. 13 "Смеси бетонные, БСГ" по характеристике "Содержание фракций 5(3)-10 мм в щебне: не менее 25 не более 40 % по массе" требование установлено в соответствии с ГОСТ 26633-2012 согласно которому стандартная фракция крупного заполнителя от 5(3) до 10.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к товарам, не применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
В соответствии п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований в п.17 к сверлу победитовому, поскольку сверло является инструментом, используемым при выполнении работ и не является объектом закупки.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации содержится сметная документация, которая является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, при этом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, что применяемые товары учтены при формировании сметной документации как расходные материалы, используемые при выполнении работ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений подтверждающих его доводы, в частности, свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в аукционной документации требований к вышеуказанному товару, а также свидетельствующих о том, что установление Заказчиком требований к товару сверло победитовое, применяемому при выполнении работ, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "АРМ-Строй" на действия Администрации поселения Первомайское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.П. Дубравный
Е.А. Сильянова
Исп. Сильянова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2016 г. N 2-57-12832/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016