Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 февраля 2016 г. N 04-01|34-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ "Служба заказчика муниципального образования Шурышкарский район" (ИНН: 8907002413) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции школы с. Горки Шурышкарского района (закупка N 0190300002716000005),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (г. Москва) на положения аукционной документации "Реконструкция школы с. Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы". Заказчик - МКУ "Служба заказчика муниципального образования Шурышкарский район". Начальная (максимальная) цена контракта - 287 881 850,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчик незаконно включил в состав одного лота товары, технологически и функционально не связанные ни с объектом закупки, ни между собой, что ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта.
Из жалобы следует. 15.01.2016 г. на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении а в электронной форме на выполнение реконструкции школы с. Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательских работ (далее - Аукцион) N 0190300002716000005 (далее - Извещение).
ООО "Комплект сервис" было принято решение о подаче заявки на участие в Аукционе. При изучении аукционной документации (далее - Документация) Заявитель обнаружил, что Заказчиком незаконно включены в состав одного лота товары, технологически и функционально не связанные ни с предметом Аукциона, ни между собой. Данное обстоятельство является препятствием для подачи заявок на участие в аукционе его потенциальных участников.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметам торгов.
Согласно Документации, в рамках Аукциона фактически необходимо выполнить общестроительные работы, для осуществления которых необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно Локальной смете N 02-01-11, являющейся частью Документации, в рамках Аукциона, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении работ по строительству, также необходимо поставить следующее немонтируемое оборудование:
1. оборудование для приготовления, хранения и подачи пищи;
2. мебель;
3. спортивное оборудование;
4. медицинское оборудование;
5. компьютерное оборудование и т.д.
Указанное выше оборудование не используется при осуществлении строительства и его поставка после завершения реконструкции возможна без изменения конструктивных решений объекта.
Заявитель считает, что включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках Аукциона.
Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, компании, в том числе ООО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в Аукционе. Необходимость наличия свидетельства СРО служит главным препятствием для принятия участия в Аукционе. При этом что стоимость требуемого к поставке оборудования по каждой из групп товаров, составляет значительную сумму от общей стоимости контракта.
Компании, являющиеся участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в Аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров. Включение в один лот товаров, технологически и функционально несвязанных между собой, не позволяет гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды при определении поставщика.
Рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком положений Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Из возражений, представленных Заказчиком в материалы дела, следует.
Предметом аукциона 0190300002716000005 "Реконструкция школы с. Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы" (далее - объект) является выполнение реконструкции объекта "под ключ" с дополнительным строительством и внутренней отделкой, установленным технологическим и инженерным оборудованием, с полным вводом объекта в эксплуатацию, то есть, не просто реконструкция отдельного здания, а дострой и получение готового к функционированию здания образовательного учреждения на определенное количество мест, с установленным в нем оборудованием, мебелью и инвентарем (далее - оборудование) функциональная принадлежность которого направлена на выполнение конкретных целей и задач, поставленных перед школьным образовательным учреждением, и возможностью реализации программ школьного образования.
При проектировании объекта "Реконструкция средней школы в с. Горки ЯНАО, Шурышкарский район" перечень необходимого оборудования согласовывался с управлением образования Шурышкарского района, и включен в проектно-сметную документацию. Разработанная проектно-сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы от 18.06.2015г. N5-2-1-006715, то есть эксперты подтвердили необходимость включения данного оборудования в проект.
Согласно приложению 9 к приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте здания и объектов, отнесена замена существующего и установка нового технологического оборудования в зданиях коммунального и социально-культурного назначения.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 2 Приложения к названному Положению предусмотрено, что в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Перечисленное в документации об аукционе оборудование является не только сложным и высокотехнологичным, неразрывно связанным с объектом строительства, но также обеспечивает полноценное функционирование и формирует единый облик объекта капитального строительства. Установка и монтаж данного оборудования сопряжены с необходимостью подключения к нему сетей инженерных коммуникаций: кабелей электроснабжения, трубопроводов водоснабжения и водоотведения, шинопроводов заземления прокладываемых в стяжке пола и проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия; воздуховодов общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, также проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия. Конкретные точки помещений установки оборудования, к которым необходимо подведение инженерных коммуникаций, а также необходимое сечение электрических кабелей, параметры освещенности каждого рабочего места, диаметр трубопроводов, размеры вентиляционных зонтов, решеток и воздуховодов зависят от технологических характеристик и конструктивных особенностей конкретных устанавливаемых моделей и могут быть определены, подготовлены и смонтированы только после его приобретения. Поэтому, указанное в документации об электронном аукционе оборудование является неотъемлемой частью объекта и обеспечивает его функциональность согласно назначения.
Заказчик считает, что объединение в один лот работ по реконструкции объекта и приобретение оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, рациональное расходование бюджетных средств, в виду наличия очень сложной и дорогостоящей транспортной схемы, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением образовательного учреждения в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет закупки, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.
Кроме того, параметрами электронного аукциона установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта, что непосредственно положительно влияет на развитие конкуренции.
Комиссией проанализирована аукционная документация по рассматриваемой закупке и установлено следующее.
Заказчик, уполномоченный орган (далее - заказчик) не вправе включать в документацию о закупке требования, влекущие ограничение количества участников закупок. Такой запрет предусмотрен в ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В частности, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 указанного Закона в документацию о закупке запрещается включать требования к объекту закупки, которые влекут ограничение количества участников. Исключение составляют случаи, когда нет другого способа дать более точное и четкое описание объекта закупки.
Данный вопрос решается с учетом ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). В соответствии с этой нормой запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов и запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, которые являются предметом торгов или запроса котировок.
В соответствии с п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147) строительство этих объектов осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции: проектирование, выполнение строительных и монтажных работ (в том числе комплектация строек технологическим и инженерным оборудованием), ввод в эксплуатацию. Таким образом, в данном Положении говорится о едином процессе, который включает выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров.
Вместе с тем выполнение работ, оказание услуг и поставка товаров в ходе непрерывного комплексного процесса не свидетельствуют об их функциональной или технологической связанности и правомерности объединения в один лот.
Из ч. 2 ст. 47, ч. 5.1 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ и пп. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что инженерные изыскания, проектные работы, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту требуют различных свидетельств от саморегулируемых организаций (далее - СРО), а монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - отдельной лицензии. Объединение указанных работ и услуг с поставкой товара может ограничивать круг участников теми лицами, которые не имеют все требуемые свидетельства СРО и лицензии.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что поставка мебели и оборудования, включенного Заказчиком в рассматриваемую аукционную документацию, не может считаться неразрывно связанной с реконструкцией школы с.Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательскими работами.
Заказчиком не представлено доказательств тому, что закупаемое оборудование и товар обеспечивают возможность пуска объекта - школа с.Горки в эксплуатацию, что работы и товар (оборудование) связаны между собой функционально и технологически.
Кроме того, проектные и строительные работы, поставка мебели и товаров представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы (осуществить поставку).
Объединение правомерно, если монтаж поставляемого товара впоследствии будет невозможен без изменения конструктивных решений объекта.
Заказчик вправе установить в документации необходимость поставить и смонтировать оборудование, если оно неразрывно связано с объектом.
Объединив в один объект закупки работы по реконструкция школы с.Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы и поставку оборудования (мебели), технологически и функционально не связанного с объектом строительства, заказчик ограничил количество участников закупки. Такие действия нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
Принцип обеспечения конкуренции определен статьей 8 Закона о контрактной системе, согласно которой:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из Извещения следует, что закупка проводится по ОКПД 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)", в то время как Спецификацией, являющейся частью проекта Контракта, установлены требования к поставке товаров, в том числе:
- мебель,
- мусорное ведро,
- персональная ЭВМ,
- сушитель для рук электрический,
- мусорное ведро с педалью,
- электропианино,
- музыкальный центр,
- вешалка напольная,
- носилки габаритные,
- манекен учебный,
- ширма медицинская,
- диван,
- кипятильник,
- постер под стеклом в раме и т.д.
Таким образом, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки.
В действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 1 чт. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при формировании и утверждении аукционной документации N 0190300002716000005 "Реконструкция школы с.Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы", что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 33, 64, 69, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" (г. Москва) на положения аукционной документации "Реконструкция школы с. Горки Шурышкарского района, в том числе проектно-изыскательские работы" (закупка N 0190300002716000005) обоснованной.
2. Признать Заказчика - МКУ "Служба заказчика муниципального образования Шурышкарский район" нарушившим ч. 1 чт. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации N 0190300002716000005.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица МКУ "Служба заказчика муниципального образования Шурышкарский район", утвердившего документацию по электронному аукциону N 0190300002716000005 "Выполнение работ по реконструкции школы с. Горки Шурышкарского района" с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 февраля 2016 г. N 04-01|34-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2016