Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 февраля 2016 г. N 04-01|37-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
при участии:
<_> - представитель Заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "Камафарм" (г. Пермь) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0190200000316000184),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Камафарм" (г. Пермь) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 993 746.60 рублей.
Из жалобы заявителя следует.
20.01.2016 г. на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru ЗАО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0190200000316000184 на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов.
Обоснование НМЦК по данному аукциону не предусматривает предельно-допустимые оптовые надбавки.
По мнению Заявителя, определение Заказчиком начальной максимальной цены контракта без учета оптовой надбавки на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, и являющиеся предметом поставки по заключаемому контракту, нарушает требование Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", Постановления Правительства N 865 от 29.10.2010г., Приказ ФСТ России N 442-а от 11.12.2009. (в редакции от 26.06.2014г.). В соответствии с п.2) ч. 10 статьи 31 Закона о контрактной системе необходимость формирования цены без применения предельно допустимых надбавок императивно предусмотрена только в отношении аукционов с НМЦК от 10 млн. рублей и если поставщик является производителем.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с частью 2 данной статьи, организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 865) также предусматривают, что формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Приказом ФСТ от 11.12.2009 г. N 442-а, утверждена Методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, согласно которой установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок осуществляется исходя из следующих принципов:
1) возмещение организациям оптовой торговли лекарственными препаратами и организациям розничной торговли экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
2) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли лекарственными препаратами и организаций розничной торговли средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
3) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данной Методикой установлено, что предельные размеры оптовых надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются для оптовых организаций. Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление цены контракта без учета оптовой надбавки на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, и являющиеся предметом поставки по заключаемому контракту, нарушает требование Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", Постановления Правительства N 865 от 29.10.2010г., Приказ ФСТ России N 442-а от 11.12.2009. (в редакции от 26.06.2014г.).
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе необходимость формирования цены без применения предельно допустимых надбавок императивно предусмотрена только в отношении аукционов с НМЦК от 10 млн. рублей и если поставщик является производителем.
Следовательно, НМЦК без учета ПДН по лекарственным препаратам, НМЦК по которому не превышает 10 млн. рублей является условием, ограничивающим количества участников закупки лекарственных препаратов, и нарушением Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Из возражений, представленных Заказчиком, следует.
Документация об аукционе в электронной форме подготовлена и размещена в соответствии с Законом о контрактной системе.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта подготовлено в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе и содержит полную и раскрытую информацию.
По мнению Заказчика, ООО "Камафарм" неправильно истолковало нормы права о контрактной системе и нормативно правовых актов, а именно:
- Федеральный закон от 12.04.2010г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Постановление правительства от 29.10.2010г.N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и Приказ Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009г. N 442 "Об утверждении методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные Препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" регулирует установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты включенные в реестр ЖНВЛП и отпуск лекарственных препаратов включенные в реестр ЖНВЛП организациями оптовой торговли и аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями по оптовым и розничным надбавкам установленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- пункт 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе не определяет порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, он применяется когда участник является изготовителем или цена контракта превышает 10 млн. рублей.
При обосновании начальной (максимальной) цены, Заказчик руководствовался статьей 22 Закона о контрактной системе и применял тарифный метод. В реестре ЖНВЛП указаны 3-и цены:
1) цена производителя без НДС,
2) цена производителя с учетом оптовой надбавки,
3) цена производителя с учетом розничной надбавки.
Заказчик использовал наименьшую цену из реестра ЖНВЛП (цену производителя плюс НДС).
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя об ограничении Заказчиком конкуренции. Данный довод в жалобе не аргументирован и не подтвержден документально.
Согласно статье 22 Закона о контрактной системе:
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки (ст. 94 Закона).
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 50, пункту 1 части 1 статьи 64, пункту 1 части 1 статьи 73, пункту 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о закупке, извещение об осуществлении закупки должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, рассмотрение доводов жалобы относительно нарушения заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Комиссии контрольного органа.
Органом, осуществляющим в рассматриваемом случае внутренний финансовый контроль, является Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Руководствуясь пунктом 3 части 14, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение жалобы ООО "Камафарм" (г. Пермь) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта при утверждении аукционной документации на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0190200000316000184) не относится к полномочиям Комиссии контрольного органа.
2. Передать жалобу ООО "Камафарм" (г. Пермь) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", в части нарушения порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта при утверждении аукционной документации на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0190200000316000184) для рассмотрения по подведомственности в департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 февраля 2016 г. N 04-01|37-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2016