Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 февраля 2016 г. N 04-01|45-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Сибфарм" (г. Новосибирск) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" (ИНН: 8902002635) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фармацевтических холодильников (закупка N 0190200000316000549),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Сибфарм" на положения аукционной документации N 0190200000316000549 "Поставка фармацевтических холодильников".
Заказчик - ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница". НМЦ контракта 195 950,25 рублей.
На официальном сайте закупок размещено извещение N 0190200000316000549 о проведении электронного аукциона "Поставка фармацевтических холодильников".
Заявитель считает, что Заказчик при формировании аукционной документации, нарушил Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как условия, прописанные в документации на закупку товара, удовлетворяют только одному производителю в РФ, а именно торговой марке "ПОЗиС".
Заявитель считает, что требования Заказчика:
- по весу холодильников - не более 65 кг для холодильника емкостью 250 литров, и не более 90 кг для холодильника емкостью 400 литров;
- наличие трех отдельно закрывающихся стеклянных дверей, закрывающих разные области хранения холодильника;
- о комплектации холодильника стеклянными полками,
не несут в себе никакой функциональной особенности, которую можно обосновать как "единственное необходимое", и никаким образом не может влиять на правильное хранение фармацевтических препаратов и препаратов медицинского назначения для медицинского использования согласно приказу N771 Минздрава РФ от 29.10.2015 года, и общей фармакопейной статьи ОФС. 1.1.0010.15.
Заявитель сообщает, что обратился с запросом разъяснений к Заказчику. Полученный ответ Заявитель считает необоснованным, так как не видит в нем разъяснения и обоснования.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ.
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ от 30 ноября 2015 г. N Д28и-3520, при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании Потребности заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из возражений, представленных Заказчиком, следует. Объектом закупки является поставка фармацевтических холодильников. Заявленные характеристики в описании объекта закупки установлены исходя из потребностей Заказчика.
Потребность Заказчика содержит определенные технические характеристики Товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика. Фармацевтический холодильник объемом не менее 400 литров приобретается для нужд амбулаторно-поликлинической службы, в прививочный кабинет, а фармацевтические холодильники объемом не менее 250 литров - на склад хранения термолабильных препаратов. Все холодильники будут располагаться на 3 этаже здания взрослой поликлиники ГБУЗ ЯНАО "ЛГБ".
Масса холодильников не более 90 кг и не более 65 кг указана в связи с тем, что транспортировка данного Товара на 3 этаж ограничена из-за отсутствия грузового лифта и доставка будет осуществляться собственными силами Заказчика.
В целях соблюдения требований и условий хранения лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и температурным режимом, в соответствии с разделом VI Особенности хранения отдельных групп лекарственных средств в зависимости от физических и физико-химических свойств воздействия на них различных факторов среды Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" и МУ 3.3.2.1121-02 от 04.04.2002 г. "Организация контроля за соблюдением правил хранения и транспортирования медицинских иммунобиологических препаратов" Заказчиком были установлены требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого Товара потребностям Заказчика на закупку фармацевтических холодильников. Согласно данным требованиям установлено наличие дополнительных внутренних прозрачных дверей, которые препятствуют нежелательному воздухообмену между отделениями по всему объему камеры, дают возможность при изъятии препаратов из холодильника не снижать температуры в целом объеме, а также возможность просматривать лекарственные препараты, не нарушая температурный режим в холодильной камере.
Требование о наличии стеклянных полок указано в связи с тем, что полки должны выдерживать многократную обработку различными дезинфицирующими средствами (СанПИН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"), а металлические полки, которыми укомплектованы иные фармацевтические холодильники, при дезинфекции могут привести к тому, что появится коррозия металла, что не соответствует санитарным правилам.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, работами, услугами и не между производителями товаров, а между участниками определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате этого определения лица, исполнения контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре или необходимой ему работе, услуге.
Согласно части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать, в т.ч., документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявитель не представил в материалы дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что условия, прописанные в документации N 0190200000316000549 на закупку товара, удовлетворяют только одному производителю в РФ - торговой марке "ПОЗиС".
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сибфарм" (г. Новосибирск) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" при формировании аукционной документации N 0190200000316000549 "Поставка фармацевтических холодильников" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 февраля 2016 г. N 04-01|45-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2016