Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 февраля 2016 г. N 04-01/49-2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (г. Уфа) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" (ИНН: 8903009263) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта: "ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" Главный корпус-блок "А" больничный комплекс (стационар), г. Надым" (закупка N 0190200000316000167),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Стройинвест" (г. Уфа) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" (ИНН: 8903009263) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта: "ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" Главный корпус-блок "А" больничный комплекс (стационар), г.Надым".Начальная (максимальная) цена контракта -13 168 734,00рублей.
По мнению Заявителя, Заказчик:
- в нарушение требований части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в проекте контракта не указал условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
- в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 не установил дополнительные требования к участникам закупки.
Из жалобы следует.
18.01.2016 г. на официальном сайте Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0190200000316000167 на выполнение работ по текущему ремонту объекта: "ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" Главный корпус-блок "А" больничный комплекс (стационар), г. Надым".
1. Часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе содержит требование, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Однако в Проекте контракта отсутствует это условие.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу норм статей 1, 34 Закона о контрактной системе контракт, заключаемый по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд контракт является формой гражданско-правового договора, в отношении заключения, изменения и исполнения которого Законом о контактной системе устанавливаются дополнительные требования.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливается запрет на изменение цены контракта, и в документации заказчика это должно быть отражено. Однако условие о неизменности цены контракта и сохранности ее на весь срок исполнения контракта в контракте отсутствует.
2. Часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительных требований. При этом непосредственно определен исчерпывающий перечень таких возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление об установлении дополнительных требований).
Согласно Постановлению об установлении дополнительных требований дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований.
Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.
Таким образом, Постановлением об установлении дополнительных требований установлено, что осуществлении закупки работ строительных, а именно "Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей" необходимо руководствоваться следующим:
Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении об установлении дополнительных требований).
Заявка на участие в закупке, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований.
Таким образом, Заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требования статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления об установлении дополнительных требований, нарушая тем самым законодательство.
Рассмотрев доводы жалобы, проведя внеплановую проверку соблюдения Заказчиком положений Закона о контрактной системе при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия установила следующее.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Приложением N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований определено наименование товаров, работ, услуг при осуществлении которых применяются дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению об установлении дополнительных требований дополнительные требования применяются при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
При выполнении данных работ к участникам закупки применяются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Из возражений, представленных Заказчиком в материалы дела, следует.
18.01.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ruЗаказчиком опубликовано извещения о проведении электронного аукциона N 0190200000316000167 на выполнение работ по текущему ремонту объекта: "ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" Главный корпус-блок "А" больничный комплекс (стационар), г.Надым". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 168 734,00руб.
1. В соответствии с положениями статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещение о проведении аукциона должна содержать информацию установленную пунктами 1-12 настоящей статьи, статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Аукционная документация Заказчика содержит проект контракта.
Положения параграфа 2 проекта контракта содержит положение о цене контракта.
Пункт 2.1 проекта контракта содержит условие, что цена Контракта в текущих ценах определена по результатам проведенного аукциона в электронной форме на подрядные работы на основании утвержденной проектно-сметной документации, представленной Заказчиком на момент проведения аукциона в электронной форме, на основании протокола.
Пункт 2.3 проекта контракта содержит условие, что по соглашению сторон возможно снижение цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема работ и иных условий исполнения Контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона и конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Таким образом, в проект контракта заказчик включил все существенные и обязательные, условия предусмотренные ГК РФ и статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом законодатель не обязывает заказчика при разработке проекта Договора включать норму права, в полном соответствии с ее действительным смыслом.
2. Что касается, присвоение закупке кода ОКПД 41.20.40.000 - работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
Поскольку справочник ОКПД2 "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", не содержит классификатор по предмету закупки "выполнение работ по текущему ремонту" заказчиком принято решение присвоить код закупке ОКПД 41.20.40.000 - работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению построек, реконструкции и ремонту зданий).
Во исполнение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления об установлении дополнительных требований Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам аукциона, которые содержаться в пункте 3.3.3.2информационной карты, и включают в себя копии ранее исполненныхконтрактов, договоров, актов выполненных работ.
Комиссией контролирующего органа установлено, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, пунктом 2.1 определено:
"2.1.Цена Контракта в текущих ценах определена по результатам проведенного аукциона в электронной форме на подрядные работы на основании утвержденной проектно-сметной документации, представленной Заказчиком на момент проведения аукциона в электронной форме, на основании протокола ___________________________ _________________________________________________________________________ ___
(указать вид протокола) _________________ N ________ от "_____" ________________ 20___г. и составляет ____________ руб. (____________) (НДС____________)."
Положения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе регламентируют указание того, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, на момент заключения контракта.
При заключении контракта Заказчик не имеет возможности установить цену контракта, которая будет являться твердой и определяться на весь срок исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия принимает доводы Заказчика и признает первый довод жалобы необоснованным.
Относительно невыставления дополнительных требований к участникам закупки. Комиссией установлено, что 26.01.2016 г. Заказчиком внесены изменения в документацию по закупке.
ВИнформационную карту внесены следующие изменения:
"Пункт 1.6.2. подпункт 10 Дополнительные требования, предъявляемые участникам аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: Установлено.
Пункт 3.3.3.2: Перечень документов, подтверждающий соответствие участника (ов) закупок дополнительным требованиям указанным в ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ (приложить копии(ю) ранее исполненного(ых) контракта (ов), договора (ов), акта (актов) выполненных работ)."
В извещение о проведении электронного аукциона также внесены изменения, а именно в особенности размещения заказа внесены следующие требования:
"Дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановлением Правительства от 04.02.2015г.N99).
1.Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующего предмету закупки работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка."
Жалоба заявителем направлена в контролирующий орган 16.02.2016 г., то есть после внесения Заказчиком изменений в Документацию.
Следовательно, Заказчик 26.01.2016 г. выполнил требования, установленные положениями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением об установлении дополнительных требований.
Данный довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 31, 34, 64, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" (г. Уфа) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" (ИНН: 8903009263) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта: "ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ" Главный корпус-блок "А" больничный комплекс (стационар), г.Надым" (закупка N 0190200000316000167)необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 февраля 2016 г. N 04-01/49-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016