Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 марта 2016 г. N 39
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, начальника отдела контроля закупок; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО Торговый дом "Органика" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦМТО" при проведении электронного аукциона на поставку Рисперидона (реестровый N 0891200000316000533),
в присутствии представителей уполномоченного учреждения - директора учреждения Ванюрского Д.О. (приказ о назначении на должность от 04.08.2014 N142-к), Здорова А.В. (доверенность от 28.07.2015 N16), Матвеева А.В. (доверенность от 07.09.2015 N11), Иващенко Д.В. (доверенность от 05.02.2016 N5/2016); государственного заказчика - Фартусовой О.А. (доверенность от 21.03.2016 N398),);
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
15 марта 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО Торговый дом "Органика" на действия членов аукционной комиссии ГКУ "ЦМТО" при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки (реестровый N 0891200000316000533). По мнению заявителя, членами комиссии нарушен принцип применения национального режима, установленный частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289.
Заявитель просит проверить правомерность допуска заявок участников закупки, при наличии нарушения применения принципа национального режима выдать предписание об устранении нарушения.
Представитель заказчика пояснила о порядке разграничения полномочий между заказчиком и уполномоченным учреждением, в соответствии с которым доводы жалобы не относятся к действиям ГУЗ "ККБ"; высказала позицию о необоснованности доводов жалобы ООО ТД "Органика".
Представители уполномоченного учреждения, члены аукционной комиссии с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
Пунктом 18 аукционной документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2015 г N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлены ограничения допуска к лекарственным препаратам происходящих из иностранных государств (за исключением государств -членов Евразийского экономического союза) включенных в перечень ЖНВЛП.
Комиссия по осуществлению закупок отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Примечание - подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Непредставление указанного сертификата (или его заверенной копии производителем товара) в составе заявки участником закупки, заявка которого содержит предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого являются государства - член(ы) Евразийского экономического союза является риском для такого участника закупки и может повлечь за собой отклонение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 18 статьи 12 Устава Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 19.10.1991 Торгово-промышленная палата удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
На основании Приказа Торгово-промышленной палаты "Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)" 21.12.2015 N93 (далее - Приказ ТПП) утверждены требования к форме и содержанию Сертификата СТ-1, необходимого для участия в закупках для государственных и муниципальных нужд.
Данный приказ выделяет два типа Сертификатов формы СТ-1 применительно к Постановлению N1289:
1) Сертификат, выданный заинтересованным участникам закупок (заявителям);
2) Сертификат, выданный производителям на лекарственные препараты.
В соответствии с пунктом 5.2 Приказа ТПП Сертификат, выданный непосредственно участнику закупки заполняется со следующими особенностями:
графа N1. Указывается информация о заявителе - участнике закупок (наименование и адрес, для физических лиц - ФИО и адрес).
графа N2. Указывается информация о заказчике (организаторе) закупок (наименование, адрес).
графа N3. Не заполняется.
графа N4. Указывается наименование страны, где выдан сертификат формы СТ-1 - "Российская Федерация", и наименование страны, в которой он будет представлен - "Российская Федерация", его регистрационный номер, который присваивается уполномоченной ТИП.
графа N5. "Для служебных отметок". Вносится следующая запись: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд"
графа N6. "Номер". Указываются номера по порядку, обозначающие различные товары - объекты закупок.
графа N7. "Количество мест и вид упаковки". В данной графе указывается количество мест и вид упаковки, если таковая имеется. При отсутствии упаковки вносится запись: "Без упаковки".
графа N8. "Описание товара". Указывается наименование товара - объекта закупок и другие сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара, включая наименование производителя товара и номер регистрационного удостоверения Росздравнадзора.
графа N9. "Критерии происхождения". Заполняется в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 Правил от 20 ноября 2009 года.
графа N10. "Количество товара". Указываются количественные характеристики товара согласно ТН ВЭД ТС.
графа N11. "Номер и дата счета-фактуры". Не заполняется.
графа N12. "Удостоверение". Заполняется в порядке, предусмотренном пунктом 7.4 Правил от 20 ноября 2009 года.
графа N13. "Декларация заявителя". В данной графе указывается страна, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке, ставится печать заявителя, фамилия, инициалы и подпись его уполномоченного лица, а также указывается дата заполнения сертификата формы СТ-1 (для физического лица: ФИО заявителя, его подпись и дата).
В исключительных случаях допускается расшифровка Ф.И.О. заявителя (его уполномоченного лица) и проставление даты заполнения сертификата формы СТ-1 от руки.
Согласно пункту 6.7 Приказа ТПП Сертификат, выданный производителю товара, который предлагает участник закупки, выдаваемый сроком до шести месяцев заполняется в порядке, указанном в п. 5.2 Приказа ТПП, с учетом следующих особенностей:
графа N1. Указывается информация о производителе товара-объекта закупок, которому выдан сертификат (наименование и адрес).
графа N2. Не заполняется.
графа N5. "Для служебных отметок". Дополнительно делается запись о сроке действия сертификата: "Действителен до...", который не может превышать трех месяцев с даты, указанной в графе 12 сертификата.
графа N7. "Количество мест и вид упаковки". Не заполняется.
графа N10. "Количество товара". Не заполняется.
Всеми участниками в составе заявок были представлены Сертификаты, выданные производителям товаров - лекарственных препаратов, заполненные в соответствии с пунктом 6.7 Приказа ТПП. Ни один из участников закупки, подавший заявку на участие в аукционе, не является производителем лекарственного препарата, на которые были представлены сертификаты формы СТ-1. При этом п. 6.3 Приказа ТПП установлено, что производитель товара, получивший сертификат формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев, вправе предоставлять заверенную им копию такого сертификата заинтересованным лицам - участникам закупок в целях его использования при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом срок применения такой копии не может превышать срока действия оригинала сертификата.
Члены аукционной комиссии не увидели в представленных Сертификатах "заверенные им (производителем) копии таких сертификатов", участниками закупки предоставлены не надлежаще заверенные копии, а потому соотнести участника закупки и предлагаемые им товары, как происходящие из стран - членов Евразийского экономического союза не представляется возможным.
Пунктом 2 Постановления N1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
По мнению ФАС России, письмо АУ/14049/16 от 09.03.2016, ограничение, установленное Постановлением N1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок. Так же в письме указывается, что участник закупки, который предлагает к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, с целью подтверждения страны происхождения такого лекарственного препарата в составе своей заявки должен представить документ, подтверждающий страну происхождения товара - сертификат о происхождений товара, уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В связи с тем, что всеми участниками закупки не представлены заверенные копии Сертификатов, в соответствии с п. 6.3 приказа ТПП, условий, необходимых для применения Постановления N 1289, не наступило. Вторые части заявок были рассмотрены без учета ограничений, установленных вышеуказанным нормативным актом.
Представители уполномоченного учреждения, члены комиссии просят отказать заявителю в удовлетворении требований.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
16 февраля 2016 года для нужд ГУЗ "Краевая клиническая больница" уполномоченным учреждением - ГКУ "ЦМТО" размещен аукцион в электронной форме на поставку Рисперидона (реестровый N0891200000316000533).
Начальная (максимальная) цена контракта 474 379,84 рублей.
Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации.
В пункте 18 документации установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 (далее - Постановление N1289).
На участие в аукционе поступило семь заявок, все допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок от 26.02.2016).
Участие в аукционе приняли шесть участников, снижение цены составило 96,50% (протокол проведения электронного аукциона от 04.03.2016).
По результатам рассмотрения вторых частей заявок все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем признано ООО "Альбатрос", предложившее цену контракта 16 603,21 рублей, с учетом преференций - 14112,73 рублей (протокол подведения итогов от 09.03.2016).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 названной статьи заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 Постановления N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН)), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства-члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Ограничение, установленное Постановлением N1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.
Таким образом, в случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки содержит несколько торговых наименований лекарственного препарата в рамках одного МНН, и хотя бы одно из этих торговых наименований является лекарственным препаратом, происходящим из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), такая заявка признается содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства-члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Таким образом, в случае осуществления заказчиком закупки лекарственного препарата, участник закупки, который предлагает лекарственный препарат, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, с целью подтверждения страны происхождения такого лекарственного препарата в составе своей заявки должен представить документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата.
На основании изложенного, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 Постановления N 1289, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, иные заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство-член Евразийского экономического союза, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, признаются не соответствующими требованиям и подлежат отклонению.
Вместе с тем, в случае подачи двух и более заявок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, но при отсутствии в таких заявках документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, а также, если такой документ содержится только в одной из поданных заявок, то ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется.
Указанная позиция изложена также в письме ФАС России от 19.02.2016 NИА/10439/16.
Исходя из этого, комиссия уполномоченного учреждения оценивает представленные в составе вторых частей заявок документы, подтверждающие соответствие установленному в пункте 18 документации ограничению.
Комиссией установлено, что в составе вторых частей заявок ООО "Р-Фарм", ООО "Альбатрос", АО "НПК Катрен" отсутствуют сертификаты о происхождении товара СТ-1.
В составе второй части заявки ЗАО "Роста" представлен Сертификат о происхождении товара СТ-1, выданный Закрытому акционерному обществу "Вертекс".
В составе второй части заявки ООО "ТД Органика" представлен Сертификат о происхождении товара СТ-1, выданный Акционерному обществу "Органика".
В составе второй части заявки ООО "МФА" представлен Сертификат о происхождении товара СТ-1, выданный Закрытому акционерному обществу "Канонфарма продакшн".
Представленные в составе вторых частей заявок ЗАО "Роста", ООО "ТД Органика" и ООО "МФА" сертификаты не выданы названным участникам закупки (как производителям), а также сертификаты не содержат отметки о надлежащем заверении им (производителем) копии таких сертификатов.
В связи с указанным, требования Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" об отклонении заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в данном случае неприменимы.
Исходя из этого, действия членов аукционной комиссии ГКУ "ЦМТО" о признании соответствующими аукционной документации всех вторых частей заявок участников закупки являются правомерными.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО Торговый дом "Органика" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Ю.А. Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 марта 2016 г. N 39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2016