Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 15 марта 2016 г. N 23-3/16
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 15 марта 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Б.Б. Точиев - руководитель Управление;
Члены комиссии:
М.А. Газдиев - заместитель руководителя Управления;
И.М. Хамчиев - главный специалист - эксперт Управления;
в отсутствии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - Заявитель) Ахильгова Р.А.(доверенность 06АА0172266 от 10.03.2016г.), заказчика - ФКУ ЦХСиО МВД по РИ (далее - Заказчик) - Долгиев З.М. (N14/120 от 02.03.2016г.),
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0814100000416000001 на оказание услуг по уборке административных зданий МВД по Республике Ингушетия и прилегающих к ним территорий (далее - ЭАN0814100000416000001) выразившиеся в нарушении статей 21 и 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с части 15 статьи 99 и статьи 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком на единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0814100000416000001.
Согласно жалобе Заказчиком при проведении обжалуемой закупки допущены следующие нарушения:
- в нарушение статьи 21 Закона о контрактной системе в плане-графике не указаны сведения касательно описания объекта закупки, дополнительные требования к участникам закупки, не своевременно внесены изменения в план-график;
- в нарушение статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- в техничном задании имеются нарушение: в пункте 8 требований к исполнителю указывается, что уборка осуществляется в соответствии с графиком суда; в пункте 11 требований к исполнителю установлено требование о наличии не менее 35 человек (из которых 4 дворника и 1 садовник); установлена длина туалетной бумаги равная 100 метрам, что по мнению Заявителя является ограничением количества участников закупки; указаны не существующие характеристики моющего средства и хозяйственного мыла.
Согласно пояснениям Заказчика, документация соответствует требованиям законодательства. Требование о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и приказами МВД России от 11.03.2012г. N015 и от 12.01.2009г. N13 (данные приказы не представлены на обозрение, как следует из пояснений данные приказы являются секретными) в связи с сохраняющейся угрозой совершения терактов и необходимостью оказания услуг по уборке режимных объектов МВД по РИ (кабинеты руководства МВД по РИ, информационный центр МВД по РИ, секретариат с хранящимися документами под грифом секретно и т.д.).
Изучив позиции сторон и исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
В соответствии со статьей 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации. В ходе рассмотрения жалобы установлено, что план-график размещен в ЕИС 07.02.2016г., в котором в числе прочего указана также и информация об обжалуемой закупке. Однако в нарушение пункта 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в планет графике не указаны сведения о дополнительных требованиях к участникам закупки по предмету жалобы.
Таким образом, довод заявителя о нарушении требований к плану-графику нашел подтверждение.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 8 информационной карты документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Инструкции о порядке доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (Постановление Правительства РФ от 06.02.2010г. N 63). Предметом закупки является оказание услуг по уборке административных зданий МВД по Республике Ингушетия и прилегающих к ним территорий.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача лицензии ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", Приказ ФСБ России от 27.02.2009 N 75 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственных функций по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"). В соответствии со статьёй 17 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора. В соответствии положениями пункта 69 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 63, если в случае выполнения работ неизбежно будет иметь место доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, руководитель организации-заказчика вправе потребовать у граждан справку о допуске к государственной тайне по соответствующей форме.
Согласно, технического задания в ходе оказания услуг по уборке исполнителю необходимо выполнить следующие виды работ: удаление пятен, удаление пыли, влажная чистка, влажная чистка горизонтальных и вертикальных поверхностей свободных от бумаг и оргтехники, влажная чистка металлических и пластиковых поверхностей, удаление локальных загрязнений, мойка, дезинфекция, сухая уборка и т.д. Кроме того, сама услуга, являющаяся объектом закупки, заключается в очистке окон, стен, мебели (свободной от бумаг и оргтехники), штор и т.д.
Как следует их технического задания документации по обжалуемому аукциону, в ходе оказания услуг по уборке передача сведения составляющих государственную тайну не предполагается.
Вместе с тем, допуск (или передача) работникам исполнителя к сведениям, составляющих государственную тайну, в ходе оказания услуг по уборке означала бы нарушение правил хранения секретных документов, так как для целей оказания услуги по уборке необходимости передачи сведений, составляющих государственную тайну, не имеется.
Также нормативными актами МВД России допуск к помещениям, в которых хранятся взрывчатые и боевые вещества, включая огнестрельное оружие и патроны к ним, строго ограничен определенным персоналом МВД России.
На основании изложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что требование о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено неправомерно, так как в ходе оказания услуг по уборке Заказчиком исполнителю не передаются сведения, составляющие государственную тайну и не выдается допуск к помещениям, в которых хранится оружие и боеприпасы. Доказательств обратного в ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком не представлено.
Таким образом, довод заявителя о нарушении требований к содержанию документации в части неправомерного требований к участникам закупки нашел подтверждение.
3. Частью 1 статьи 64 и пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что документация в числе прочего должна содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено, что в пункте 8 требований к исполнителю технического задания аукционной документации указывается, что уборка осуществляется в соответствии с графиком суда, в то время как предметом закупки является оказание услуг по уборке административных зданий МВД по Республике Ингушетия и прилегающих к ним территорий, что является, по мнению Комиссии Управления, нарушением статей 64 и 42 Закона о контрактной системе.
Также установлено, что в техническом задании в числе прочего установлены следующие характеристики моющего средства, которое должно представлять из себя густую жидкую суспензию: "Состав - не менее 80% хлопок, не менее 20% полиэстер. Размер - не более 10080 см, плотность не менее 190 г/м2". То есть Заказчиком установлены не выполнимые требования к моющему средству, так применительно к жидкости прописаны характеристики ткани. Данное обстоятельство подтверждается также из ответов на запрос о разъяснении положений документации, размещенном заказчиком на ЕИС 29.02.2016г., согласно которого характеристики ткани, прописанные в числе характеристик жидкого моющего средства, являются характеристиками тряпки для мытья пола в индивидуальной упаковке.
Комиссия Управления пришла к выводу, что установление недействительных характеристики используемого товара при оказании услуги является нарушением статей 64 и 33 Закона о контрактной системе.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение статей 64, 33, 31 и 21 Закона о контрактной системе в части нарушения требованию к документации.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений статей 64, 33 и 31 Закона о контрактной системе путем внесения документацию по обжалуемой закупке.
4. Передать материалы дела должностному лицу Ингушского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе, направить решение по делу N23-3/16 сторонам.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.А. Газдиев
И.М. Хамчиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 15 марта 2016 г. N 23-3/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016