Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 марта 2016 г. N 45-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Меркулов Н.С. - руководитель Управления;
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умерова Р.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Геокомп" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителей государственного заказчика Астраханской таможни Акмаева А.Р. (доверенность от 09.02.2016 N21-43/1965), Данилова Н.С. (доверенность от 09.02.2016 N21-43/1966), рассмотрев жалобу ООО "Геокомп" (адрес: 344013, г. Ростов-на-Дону, ул. 40 лет Победы д.201, оф.4) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг по уборке и обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей комплекса административных зданий Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000042), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.03.2016 поступила жалоба ООО "Геокомп" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг по уборке и обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей комплекса административных зданий Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000042) (далее - аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
Нарушением этого законодательства Заявитель посчитал неустановление требования ко второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих, что участник аукциона не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также установление требований к товарам, не позволяющие оформить аукционную документацию надлежащим образом.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представители Астраханской таможни считают действия Заказчика законными и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителей Заказчика, установила, что 26.02.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
I. П.7 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются также и условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Ч.11 аукционной документации в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457) установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457, равно как и иными нормативно-правовыми актами, не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При таком обстоятельстве, с учетом соблюдения Заказчиком требований об установлении запрета на выполнение услуг вышеуказанными организациями, Комиссия не усматривает нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к содержанию второй части аукционной заявки.
II. Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик во исполнение указанных требований установил в аукционной документации характеристики товара, который должен использоваться при выполнении работ. При этом установленные характеристики (за исключением указанных в разделе III настоящего решения) не препятствуют участникам закупки оформить аукционные заявки, таким образом, чтобы они соответствовали как аукционной документации, так и техническим нормам.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Положения аукционной документации, влекущие ограничение количества участников закупки, Комиссия не усматривает. Жалоба же обоснование того, каким образом то или иное положение аукционной документации может ограничить участие в аукционе потенциальных участников закупки, не содержит.
При этом аукционная документация содержит, как этого требует пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, инструкцию по заполнению заявки. В случае же если при оформлении аукционной заявки у участника закупки возникнет необходимость разъяснения положений аукционной документации, то он может воспользоваться предусмотренным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе правом направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
ООО "Геокомп" в целях разъяснения положений документации могло направить соответствующий запрос на адрес электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Безусловно, направление на адрес электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является правом участника закупки, а не обязанностью. Однако, указанным правом участник аукциона может воспользоваться в случае неясности положений документации и в целях исключения в последующем каких-либо злоупотреблений, связанных с оспариванием документации об аукционе и его результатов.
III. В ч.5 гл.2 технического задания аукционной документации "Общие условия оказания услуг" установлено, что используемые материалы, оборудование, должны быть качественными, сертифицированными, соответствовать государственным стандартам, в том числе ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия.
Комиссия, изучив техническое задание аукционной документации Заказчика, установила, что описание товара в позиции 9 таблицы 15 "Узлы трубопроводов" не позволяет участникам закупки предложить характеристики товара, соответствующие указанному ГОСТу. Заказчик установил, что "узлы трубопроводов должны быть с диаметром условного прохода менее 45 мм, толщина стенки более 2,0 мм. Наружный диаметр от 35 до 45 мм. Трубы должны выдерживать испытания на загиб вокруг оправки радиусом, не менее 3,5 мм".
Согласно ГОСТ 3262-75 (табл. N1) диаметр условного прохода трубы с наружным диаметром от 35 до 45 мм и толщиной стенки более 2,0 мм может быть только 32 мм. Между тем, данная труба согласно п.2.9 ГОСТ 3262-75 должна выдерживать испытания на загиб вокруг оправки радиусом равным 2,5 наружного диаметра, тогда как Заказчик установил, что трубы должны выдерживать испытания на загиб вокруг оправки радиусом, не менее 3,5 мм.
Таким образом, Заказчик, установил в аукционной документации требования к узлам трубопроводов, ухудшающие их характеристики по сравнению с ГОСТ 3262-75, требуя при этом соответствие государственным стандартам, в том числе и ГОСТ 3262-75.
Следовательно, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением правил описания объекта закупки, что является нарушением ч.2 ст. 33 и п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе. Данное нарушение не позволяет участникам закупки подать аукционную заявку, соответствующую требованиям, как технического задания аукционной документации, так и требованиям ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Геокомп" на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг по уборке и обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей комплекса административных зданий Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000042) обоснованной в части указанной в разделе III настоящего решения.
2. Признать государственного заказчика Астраханскую таможню нарушившим ч.2 ст.33, п.1 ч.1. ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг по уборке и обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей комплекса административных зданий Астраханской таможни (реестровый номер 0325100011416000042).
3. Выдать государственному заказчику Астраханской таможне предписание об устранении нарушений ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг по уборке и обслуживанию зданий, сооружений и инженерных сетей комплекса административных зданий Астраханской таможни (реестровый номер: 0325100011416000042).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 марта 2016 г. N 45-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016