Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 марта 2016 г. N 49-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий,
в отсутствие государственного заказчика - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), в присутствии представителей ООО "Гидрострой" Мысенко И.И. (далее - Заявитель) и Уполномоченного учреждения Заказчика - ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" (далее - Уполномоченное учреждение) (юридический адрес: 414000, г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47; ИНН 3015043348) Рахимова Р.Р. (доверенность от 17.03.2016 N01-07/239) и Солодова А.В. (доверенность от 17.03.2016 N 01-07/238),
рассмотрев жалобу ООО "Гидрострой" (юридический адрес: 414051, г. Астрахань, ул. 3-я Литейная, д. 10; ИНН 3017047299) на положения конкурсной документации о проведении открытого конкурса по объекту закупки "Проектные и изыскательские работы и разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция головной стационарной насосной станции "Олинская", рыбозащитного устройства и рыбоотводящего канала, Лиманский район, Астраханская область" (номер извещения: 0325100002416000005) (далее - конкурсная документация), утвержденной ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.03.2016 поступила жалоба ООО "Гидрострой" на положения конкурсной документации о проведении открытого конкурса по объекту закупки "Проектные и изыскательские работы и разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция головной стационарной насосной станции "Олинская", рыбозащитного устройства и рыбоотводящего канала, Лиманский район, Астраханская область" (номер извещения: 0325100002416000005), утвержденной ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" (далее - конкурсная документация).
По мнению Заявителя, конкурсная документация Уполномоченного учреждения составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что 29.02.2016 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0325100002416000005 (далее - открытый конкурс) (с изменениями от 29.02.2016) и документация об этом конкурсе.
Оценив указанные извещение и конкурсную документацию на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, выслушав доводы сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В силу частей 1 и 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
При этом согласно пунктам 3 и 4 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. К нестоимостным критериям оценки относятся качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок.
В силу пункта 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть качество товаров (качество работ, качество услуг); функциональные, потребительские свойства товара; соответствие экологическим нормам.
Из материалов видно, что Уполномоченным учреждением в разделе 1.9 конкурсной документации был установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также показатели данного критерия: "предложение о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки"; "наличие у участника конкурса систем менеджмента качества", соответствующих ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.
Между тем, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", выраженные в наличии у участника закупки системы экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001 и системы контроля качества ГОСТ ISO 9001, не характеризуют предложения участников в отношении объекта закупки, а свидетельствуют о наличии у них определенных мощностей и систем качества.
Поскольку установление Уполномоченным учреждением вышеперечисленных показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не раскрывает характеристики именно объекта закупок, а характеризует непосредственно самого участника закупки и его производственные мощности, то Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Уполномоченного учреждения нарушения требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе (пункта 25 Правил оценки заявок).
Из материалов также следует, что в соответствии с пунктом 1.9.3.1 конкурсной документации по показателю "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Технология Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" по форме приложения N 3.4 к Заявке на участие в конкурсе, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленной на основе технического задания, содержащей все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан в техническом задании, а также технологии производства работ, контроля качества выполнения и затрат, указанных в техническом задании, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в техническом задании.
В связи с этим, установление Уполномоченным учреждением вышеуказанных требований фактически не позволяет участникам рассматриваемой закупки предложить лучшие условия выполнения работ по сравнению с теми, которые указаны в конкурсной документации, поскольку чтобы получить максимальный балл, необходимо полностью повторить характеристики технического задания, а не предложить лучшие условия выполнения работ по сравнению с теми, которые указаны в конкурсной документации.
Ввиду изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что установленный Уполномоченным учреждением порядок оценки заявок по показателю "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, что является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция корреспондирует позиции арбитражных судов (например, изложенное в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2015 по делу N А56-74729/2014).
Кроме того, Уполномоченным учреждением в разделе 1.9 конкурсной документации был установлен порядок оценки заявок по критерию "Опыт участника конкурса по исполнению договоров в сфере проектирования", а также показатель данного критерия - "количество исполненных договоров по проектно-изыскательским работам подобным по сложности и объему предмету конкурса объектов с наличием положительных заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России", со стоимостью каждого не менее 5 млн.руб. за период 2009-2016гг.".
Между тем, заключения по разработанным проектным документациям выдает не только ФАУ "Главгосэкспертиза России", но и региональные экспертные организации. Таким образом, данные положения не согласуются с принципом обеспечения конкуренции, поскольку ставят в дискриминационное положение участников закупки, имеющих опыт разработки проектной документации, на которую получено положительное заключение иной организации, нежели чем ФАУ "Главгосэкспертиза России", и которая подобна объекту рассматриваемого конкурса.
Также Комиссия установила, что пункт 1.5.2 конкурсной документации содержит требование Уполномоченного учреждения о скреплении печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) заявки на участие в открытом конкурсе и тома такой заявки.
Однако подпунктом "в" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в данной статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
С учетом изложенного, Уполномоченное учреждение нарушило требование, установленное пунктом 4 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Все остальные доводы, приведенные в жалобе Заявителя, отклоняются по мотиву неосновательности, поскольку они не соответствуют статье 32 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гидрострой"на положения конкурсной документации о проведении открытого конкурса по объекту закупки "Проектные и изыскательские работы и разработка проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция головной стационарной насосной станции "Олинская", рыбозащитного устройства и рыбоотводящего канала, Лиманский район, Астраханская область" (номер извещения: 0325100002416000005), утвержденной ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", обоснованной.
2. Признать ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" нарушившим часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 и пункт 4 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.03.2016 N 49-РЗ-04-16 соответствующему должностному лицу отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 марта 2016 г. N 49-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016