Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 марта 2016 г. N 37-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий;
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Федотов А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Аксиома" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя государственного заказчика Астраханской таможни Савина А.К. (доверенность от 03.03.2016 N21-19/03389), рассмотрев жалобу ООО "Аксиома" (адрес: 344013, г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, 62В) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона "Выполнение регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию источников бесперебойного питания NeuHaus, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни" (реестровый номер: 0325100011416000031), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.02.2016 поступила жалоба ООО "Аксиома" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию источников бесперебойного питания NeuHaus, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни" (реестровый номер: 0325100011416000031) (далее - аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика по основаниям, указанным в жалобе, составлена с нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель Астраханской таможни считает действия Заказчика законными и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 16.02.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещения о проведении аукциона и документация о нем. 19.02.2016 были опубликованы изменения, внесенные в извещение и документацию.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заявителем указывается довод, что Заказчиком не установлено требование ко второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих, что участник аукциона не находится под юрисдикцией Турецкой Республики и не контролируется гражданами Турецкой Республики.
Комиссия отклоняет довод заявителя по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Аукционной документацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N1457) установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не контролируется гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Заявитель полагает, что Заказчик нарушил часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Электронный аукцион содержит ограничение для участников закупки, а именно: участниками аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Так как физическое лицо не может являться субъектом малого предпринимательства и социально ориентированной некоммерческой организацией, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Заявитель в своей жалобе также указывает, что Заказчиком в аукционной документации установлены некорректные требования к материалам, вследствие чего не представляется возможным оформить аукционную заявку.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик во исполнение указанных требований установил в аукционной документации характеристики товара, который должен использоваться при выполнении работ. При этом установленные характеристики не препятствуют участникам закупки надлежащим образом оформить аукционные заявки.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Положения аукционной документации, влекущие ограничение количества участников закупки, Комиссия не усматривает. Жалоба же обоснование того, каким образом то или иное положение аукционной документации может ограничить участие в аукционе потенциальных участников закупки, не содержит.
Напротив, подача четырех заявок на участие в аукционе, свидетельствует о том, что описание объекта закупки ограничению количества участников закупки не способствует (все податели заявок выразили согласие на использование товара, описанного в аукционной документации).
Кроме того, п. 12 аукционной документации предусмотрен порядок разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме, что соответствует положениям части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, согласно которой любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
ООО "Аксиома" в целях разъяснения положений документации в период с 20 февраля 2016 года по 29 февраля 2015 года включительно могло направить соответствующий запрос на адрес электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Безусловно, направление на адрес электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является правом участника закупки, а не обязанностью. Однако, указанным правом участник аукциона может воспользоваться в случае неясности положений документации и в целях исключения в последующем каких-либо злоупотреблений, связанных с оспариванием документации об аукционе и его результатов.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика при формировании документации об электронном аукционе не усматривается нарушений положений Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0325100011416000031/1 от 01.03.2016г. на участие в аукционе было подано четыре заявки.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено, что Единая комиссия Заказчика правомерно отказала участникам закупки, заявки которых зарегистрированы под NN 1, 3 в допуске к участию в аукционе.
Однако участники закупки, заявки которых зарегистрированы под NN 2, 4, были незаконно допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Заказчиком в позиции 8 "Смазка пластичная" установлено: "Применение: должна быть предназначена для смазывания узлов трения качения и скольжения различных машин и механизмов, промышленного оборудования для снижения износа и трения сопряженных деталей, для их консервации. Для узлов трения с рабочей температурой от минус 40°С до не менее плюс 130°С...".
Согласно содержащейся в аукционной документации информации для участников закупки по заполнению заявки при формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, сопровождающихся словом "более", "выше", "от" или знаком ">", участник закупки должен предложить показатель, превышающий такое числовое значение.
Участником закупки, заявка которого зарегистрирована под N2, в позиции 8 "Смазка пластичная" указано: "Применение: предназначена для смазывания узлов трения качения и скольжения различных машин и механизмов, промышленного оборудования для снижения износа и трения сопряженных деталей, для из консервации. Для узлов трения с рабочей температурой в диапазоне минус 40°С _... плюс 130°С...".
Единой комиссии Заказчика следовало не допускать участника закупки заявка которого зарегистрирована под N2, к участию в аукционе, так как участником закупки были предложены показатели, не удовлетворяющие требованиям аукционной документации.
Заказчиком в позиции 5 "Смазка силиконовая" установлено: "Назначение смазки: для арматуры, уплотнений и пластмассовых деталей. Должна быть устойчива к различным средам. Совместимость с пластмассами: хорошая; очень хорошая...".
Согласно содержащейся в аукционной документации информации для участников закупки по заполнению заявки при формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, сопровождающихся словом "или", союзом "либо", знаком "||", знаком препинания ";", участник закупки должен предложить один из показателей, предложенных на выбор.
Участником закупки, заявка которого зарегистрирована под N4, в позиции N5 "Смазка силиконовая" Требований к применяемым материалам и оборудованию аукционной документации указаны оба показателя совместимости силиконовой смазки с пластмассами: хорошая и очень хорошая, что противоречит требованиям аукционной документации, и не позволяет определить, какой именно будет совместимость.
Также участником закупки, заявка которого зарегистрирована под N4, в позиции N10 "Коврик" не указаны показатели температурного предела хрупкости; изменения массы при набухании в топливе Т-1 по ГОСТ 10227-86 в течение 24 ч при 50°С; изменения условной прочности после старения в течение 24 ч при 100°С.
Таким образом, единая комиссия Заказчика, допустив участников закупки, заявки которых зарегистрированы под NN 2, 4 к участию в электронном аукционе, нарушила ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиома" на действия государственного заказчика Астраханской таможни (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова, д.42) при проведении электронного аукциона "Выполнение регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию источников бесперебойного питания NeuHaus, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни" (реестровый номер: 0325100011416000031) необоснованной.
2. Признать единую комиссию государственного заказчика Астраханской таможни нарушившей ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона "Выполнение регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию источников бесперебойного питания NeuHaus, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни" (реестровый номер: 0325100011416000031).
3. Выдать государственному заказчику Астраханской таможне и его единой комиссии предписание об устранении нарушений ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона "Выполнение регламентных работ по ежемесячному техническому обслуживанию источников бесперебойного питания NeuHaus, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни" (реестровый номер: 0325100011416000031).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 марта 2016 г. N 37-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016