Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 февраля 2016 г. N 73-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС Росси, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ГОССНАБ", в присутствии:
- представителя Администрацияи города Магнитогорска, действующего на основании доверенности от 21.04.2015,
- представителя Администрацияи города Магнитогорска, действующего на основании доверенности от 04.02.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ГОССНАБ" на действия заказчика при проведении запроса котировок N 0169300000316000014 на подготовку проекта о внесении изменений в генеральный план города Магнитогорска в соответствии с заданием на проектирование для управления архитектуры и градостроительства (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 22.01.2016 Администрация города Магнитогорска объявила о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 97 366, 67 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 29.01.2016 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГОССНАБ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлены требования к участнику закупки о необходимости наличия свидетельства саморегулируемой о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), тогда как указанные в извещении о проведении запроса котировок работы относятся к территориальному планированию и не выполняются в отношении объектов капитального строительства.
Представители заказчика представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Объемы и виды работ по контракту определены в задании на проектирование, в соответствии с которым необходимо выполнять работы по подготовке генерального плана земельного участка, работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта, входящие в Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, что свидетельствует о необходимости наличия у участника закупки указанного свидетельства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием, то есть описанием объекта закупки.
Пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Как следует из пункта 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
При этом, согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 ГрК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование является самостоятельным видом градостроительной деятельности, имеющим своей целью подготовку проектной документации, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом, территориальное планирование также является отдельным видом градостроительной деятельности, имеющим свою специфику, методы и результаты выполнения работ.
Объектом закупки является подготовка проекта о внесении изменений в генеральный план города Магнитогорска в соответствии с заданием на проектирование для управления архитектуры и градостроительства, объем и виды которых определены в Приложении N1 к извещению о проведении запроса котировок "Задание на проектирование".
В извещении о проведении запроса котировок установлено требование к участнику закупки о необходимости наличия свидетельства саморегулируемой о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (далее - свидетельство СРО).
Согласно пункту 7 Задания на проектирование объектом выполнения работ является территория Магнитогорского городского округа.
В пункте 11 Задания на проектирование определено содержание и требования к результатам выполнения работ, а именно: состав документации "проект о внесении изменений в генеральный план города Магнитогорска" должен соответствовать содержанию требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- положение о территориальном планировании;
- карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа;
- карту границ населенного пункта, входящего в состав городского округа;
карту функциональных зон городского округа.
Кроме того, в пункте 11 Задания на проектирование указаны сведения об объектах, которые должны быть расположены на генеральном плане (объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; объекты физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и другие объекты).
При этом в Задании на проектировании указана нормативно-техническая документация, которой должен руководствоваться подрядчик, регламентирующая деятельность по подготовке документов территориального планирования, в том числе Приказ Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов", Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.01.2012 N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, регионального значения, местного значения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
С учетом изложенного, объем и виды работ по территориальному планированию, результат работ ввиде проекта о внесении изменений в генеральный план, объект территориального планирования, которым является территория городского округа, а также нормативная документация, которой должен руководствоваться подрядчик при выполнении работ, свидетельствует о выполнении работ по планированию развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов местного значения, то есть территориальному планированию.
При этом, из извещения о проведении запроса котировок не следует, что в рамках выполнения работ по территориальному планированию следует выполнять работы по проектированию, не указан какой документацией оформляется результат указанных работ, не определен объект капитального строительства, в отношении которого осуществляется проектирование, что позволяет прийти к выводу об отсутствии необходимости выполнения проектных работ в рамках размещенной закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Вместе с тем, указанное положение градостроительного законодательства распространяет свое действие при выполнении работ по проектированию объектов капитального строительства, результатом которого должна являться проектная документация, в соответствии с частями 1, 13 статьи 48 ГрК РФ.
Таким образом, установление в извещении о проведении запроса котировок требования о необходимости наличия у участника закупки свидетельства СРО неправомерно, так как объектом закупки является выполнение работ по территориальному планированию и составлению документов, входящих в состав генерального плана городского округа, а не работы по архитектурно-строительному проектированию в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
При этом доводы заказчика о том, что работы по территориальному планированию, указанные в извещении о проведении запроса котировок, относятся к работам по подготовке генерального плана земельного участка и работам по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта, входящие в Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ), являются несостоятельными.
Приказом утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В разделе 2 Перечня определены виды работ по подготовке проектной документации, включая работы по подготовке генерального плана земельного участка (пункт 1.1 Перечня) и работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта (пункт 1.2 Перечня).
Вместе с тем, результатом указанных работ является подготовка проектной документации, одним из разделов которой является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (пункт 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ), что соответствует работам, указанным в пунктах 1.1, 1.2 Перечня, тогда как результатом работ, указанных в задании на проектирование, является графические и текстовые документы, необходимые для корректировки генерального плана, а не проектная документация в отношении объекта капительного строительства.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в запросе котировок.
При этом, извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, информация об условиях исполнения контракта, содержащаяся в извещении о закупке должна быть однозначной и полной, необходимой подрядчику для выполнения работ по контракту.
В пункте 10 Задания на проектирование указано, что перечень дополнительной исходной информации формируется подрядчиком и согласовывается заказчиком. Дополнительная исходная информация, находящаяся в распоряжении Заказчика, предоставляется заказчиком в течение 10 дней с момента поступления письменного запроса подрядчика на предоставление дополнительной исходной информации, необходимой для разработки проекта, вместе с тем, в извещении о закупке не определен перечень указанной информации, что не позволит участнику закупки определить объем исходной дополнительной информации, необходимой для выполнения работ, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ГОССНАБ" на действия заказчика обоснованными в части неправомерного установления требования к участнику закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 февраля 2016 г. N 73-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2016