Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 февраля 2016 г. N 79-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А.
Никитина А.А.
Кокшаровой И.О. |
-
-
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, специалиста первого разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Санаторий "Кисегач", в присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 7 от 21.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 10 от 21.01.2016;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Санаторий "Кисегач" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169200001016000001 на оказание услуг по санаторно-курортному долечиванию больных из числа работающих граждан непосредственно после стационарного лечения острого инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии, после операций на сердце и магистральных сосудах, проживающих на территории муниципальных образований Челябинской области (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте 26.01.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 936 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 11.02.2016 10:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Санаторий "Кисегач" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представители ООО "Санаторий "Кисегач" поддержали доводы, изложенные в жалобе, и пояснили следующее.
Заказчиком неправомерно внесены изменения, касающиеся исключения из документации об аукционе требования к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений", тогда как в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи применяется наркотическое вещество - морфин.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, указав следующее.
Предметом закупки является санаторно-курортное долечивание больных, порядок оказания данного вида помощи регламентируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 г. N 221, в соответствии с которым не предусматриваются медицинские услуги, связанные с применением наркотических веществ пациентам.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений включены в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензия.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (далее - Положение).
В пункте 1 Положения указано, что лицензированию подлежит деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки I - III и таблицу I списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - перечень), и культивированию наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (далее - культивирование наркосодержащих растений).
В список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II перечня) включен морфин.
С учетом изложенного, деятельность по обороту морфина, в том числе его использование в медицинских целях (пункт 37 Приложения к Постановлению), требует от хозяйствующего субъекта наличия лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" (далее - лицензия).
Объектом закупки является оказание услуг по санаторно-курортному долечиванию больных из числа работающих граждан непосредственно после стационарного лечения острого инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии, после операций на сердце и магистральных сосудах, проживающих на территории муниципальных образований Челябинской области. Описание данных услуг дано в пункте 2.1 информационной карты документации о закупке, Приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе.
При этом, согласно пункту 4 "требования к проведению общеукрепляющих процедур на водных объектах" Приложения N 1 к информационной карте конкурсной документации указано, что в период пребывания граждан в санаторно-курортной организации исполнитель должен обеспечить санаторно-курортное долечивание с учетом рекомендаций стандарта санаторно-курортной помощи больным с ишемической болезнью сердца, стенокардией, хронической ишемической болезнью сердца, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 г. N 221 (далее - Приказ N 221).
Приказ N 221 определяет стандарты санаторно-курортной помощи больным с ишемической болезнью сердца: стенокардией, хронической ИБС.
В Приложении к Приказу N 221 предусмотрены виды медицинских мероприятий, периодичность и количество их предоставления пациентам, среди которых предусмотрено: сбор анамнеза и жалоб общетерапевтический, визуальный осмотр общетерапевтический, пальпация общетерапевтическая, аускультация общетерапевтическая, перкуссия общетерапевтическая, термометрия общая, измерение роста, измерение массы тела, измерения частоты дыхания, измерение частоты сердцебиения, исследование пульса, измерение артериального давления на периферических артериях, прием (осмотр, консультация) врача - кардиолога первичный, прием (осмотр, консультация) врача - кардиолога повторный, регистрация электрокардиограммы и другие процедуры, не содержащие требования об использовании морфина или иного наркотического (психотропного) вещества в ходе их оказания.
В документации об аукционе в качестве условия исполнения контракта также не предусмотрено оказание услуг по санаторно-курортному долечиванию с использованием указанных веществ.
Доводы заявителя о том, что к отношениям по оспариваемой закупке применяется Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1387н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при остром коронарном синдроме без подъема сегмента ST" (далее - Приказ N 1387н), является несостоятельным.
Приказ N 1387н распространяется на правоотношения, связанные с оказанием экстренной скорой медицинской помощи больным в острой фазе со сроком лечения - 1 день, в соответствии с которым предусматривается применение алкалоидов опия (морфин).
Тогда как согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Пунктом 4 части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ видом медицинской помощи является скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Таким образом, санаторно-курортное лечение и скорая специализированная, медицинская помощь представляют собой различный комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, и включающих в себя предоставление медицинских услуг, имеющих соответствующую нормативную регламентацию.
Вместе с тем, объектом закупки является санаторно-курортное долечивание пациентов с хронической фазой в стадии ремиссии, без осложнений, то есть Приказ N 1387н не применим к указанным услугам ни с точки зрения вида медицинской помощи, ни с точки зрения категории пациентов, подлежащих долечиванию.
При этом, в документации о закупке также отсутствуют сведения о необходимости применения Приказа N 1387н в ходе оказания услуг, что также свидетельствует о различном нормативном правовом регулировании данных видов медицинской помощи.
Представленные заявителем результаты научных исследований и рекомендации ученых, посвященные диагностике и лечению инфаркта миокарда, не могут быть приняты Комиссией в качестве нормативного обоснования доводов заявителя, так как указанные документы не имеют силу нормативных правовых актов, обязательных для применения к правоотношения по оказанию медицинской помощи гражданам.
Кроме того, в указанных научных статьях указывается на необходимость применения морфина на начальной стадии лечения в качестве первичных терапевтических мер, тогда как документация о закупке предусматривает направление на долечивание граждан непосредственно после стационарного лечения болезней сердца.
С учетом изложенного, лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" не является обязательным требованием к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как из описания объекта закупки не следует, что в ходе санаторно-курортного лечения исполнитель должен использовать наркотические (психотропные) вещества.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Санаторий "Кисегач" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
А.А. Никитин
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 февраля 2016 г. N 79-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2016