Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу АО "Областной аптечный склад" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N28 на поставку севофлурана для наркозно-дыхательного аппарата марки Draeger Fabius, имеющегося у Заказчика (извещение N 0169300003316000048) в присутствии:
- представителей Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения здравоохранения "Городская больница N3" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 14.03.2016;
- представителя АО "Областной аптечный склад" (далее - Общество, заявитель), действующего на основании доверенности N 145 от 22.09.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.03.2016 поступила жалоба АО "Областной аптечный склад" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N28 на поставку севофлурана для наркозно-дыхательного аппарата марки Draeger Fabius, имеющегося у Заказчика (извещение N 0169300003316000048) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Городская больница N3", Администрация Златоустовского городского округа 03.02.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 367 477 рублей 02 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 11.02.2016 в 06:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в отношении АО "Областной аптечный склад" необоснованно применены преференции, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. По мнению представителей учреждения, в данном случае Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 N 155 подлежит применению.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Данные условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств предусмотрены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минэкономразвития N 155).
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития России N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза
Во исполнение Приказа Минэкономразвития N 155 заказчиком в извещении об осуществлении закупки, пункте 21 аукционной документации установлено, что к участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения предоставляются преференции.
В пункте 26 аукционной документации заказчиком в качестве документа, подтверждающего соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, предусмотрен сертификат качества (соответствия) и (или) декларация о соответствии.
Исходя из сведений, указанных в протоколе N 28/1 рассмотрения первых частей заявок от 15.02.2016 года на участие в закупке поступило 2 заявки. Все заявки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
Из представленных на заседание Комиссии заявок следует, что все участники закупки в заявках предлагают к поставке препарат "Севофлуран". При этом заявка с порядковым номером 2 содержит предложение о поставке препарата "Севофлуран", произведенного в России.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что факт предоставления недостоверных сведений участником с заявкой с порядковым номером 2 - ООО "ВитаЛайн" аукционной комиссией при рассмотрении заявок не установлен. В связи с чем участник допущен до дальнейшего участия в аукционе.
Принимая во внимание, что заявка под номером 2 соответствует требованиям документации о закупке, а также, что у аукционной комиссии на момент рассмотрения заявок не имелись доказательства иного происхождения товара, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях аукционной комиссии по допуску участника с заявкой под номером 2.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией обнаружены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Исходя из требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 26 статьи 4 Закона о контрактной системе регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата.
Таким образом, исходя из системного толкования норм законодательства Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу, что регистрационное удостоверение на лекарственное средство является документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Кроме того, данный документ является обязательным для лекарственных средств. Иначе лекарственное средство не зарегистрировано на территории Российской Федерации, а следовательно, не может быть введено в гражданский оборот.
Вместе с тем, заказчик не предусмотрел наличие данного документа в составе второй части заявки.
На заседание Комиссии представителем заявителя представлено регистрационное удостоверение N П N016015/01 от 06.10.2009 года на лекарственный препарат с МНН "Севофлуран". Согласно указанному регистрационному удостоверению препарат "Севофлуран" производится компанией Эйсика Куинборо Лимитед, Великобритания. При этом вторичная упаковка, а также выпускающий контроль качества производится также в компании Эйсика Куинборо Лимитед (Великобритания), ЗАО "Р-Фарм" (Россия).
Кроме того, согласно государственному реестру лекарственных средств, размещенному на сайте http://grls.rosminzdrav.ru зарегистрировано 2 торговых наименования лекарственного средства с МНН Севофлуран - Севофлуран и Севоран. При этом государственный реестр лекарственных средств в качестве страны юридического лица, на которое выдано средство Севоран указывает: Великобритания. При открытии данной вкладки указано, что все стадии производства выполняются в Великобритании. Кроме того, в качестве номера регистрационного удостоверения указано также N П N016015/01.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что участник с заявкой под номером два фактически предлагает товар иностранного происхождения.
Довод представителей заказчика, согласно которому вторичная упаковка, а также выпускающий контроль качества производится также в ЗАО "Р-Фарм" (Россия) и, следовательно, страной происхождения данного препарата можно считать в том числе Россию, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.
Согласно пункту 13 Приказа Минэкономразвития N 155 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Вследствие чего, Комиссия приходит к выводу, что регистрационное удостоверение N П N016015/01, которое содержит информацию о стадиях производства, свидетельствует, что препарат Севофлуран производится не в Российской Федерации.
Однако требование о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения в документации о закупке не предусмотрено, что не позволило аукционной комиссии сделать вывод о достоверности представленных в составе заявки сведений.
Таким образом, требование заказчика о представлении в составе второй части заявки регистрационного удостоверения обеспечило бы возможность установления факта указания в заявке под номером 2 недостоверных сведений в части страны происхождения товара, а также правомерного применения преференций в отношении товара российского, белорусского, казахстанского происхождения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В пункте 26 аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками в составе заявки сертификата качества (соответствия) и (или) декларации о соответствии.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия представляет собой документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям технических регламентов. Данный документ выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции. Декларация о соответствии обладает аналогичной юридической силой.
Таким образом, сертификат соответствия, декларация о соответствии являются товарно-сопроводительными документами, подтверждающими качество товара. Исходя из требований законодательства о контрактной системе не допускается требовать представление указанных документов в составе заявки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
На основании указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, несмотря на факт установления в аукционной документации данного требования, аукционная комиссия признала соответствующей условиям документации о закупке заявку АО "Областной аптечный склад", не представившего сертификат соответствия и (или) декларацию о соответствии. Более того, по результатам аукциона Общество признано победителем.
Исходя из содержания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при установлении факта совершения одной из сторон недобросовестных действий необходимо применять меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны. С учетом факта установления заказчиком незаконных требований к содержанию и составу заявки, а также с учетом того, что АО "Областной аптечный склад", являясь добросовестным участником, указало в заявке надлежащую информацию о стране происхождения товара, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать предписание, направленное на отмену результатов аукциона и отклонение заявки данного Общества.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АО "Областной аптечный склад" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N28 на поставку севофлурана для наркозно-дыхательного аппарата марки Draeger Fabius, имеющегося у Заказчика (извещение N 0169300003316000048) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 марта 2016 г. N 139-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2016