Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2016 г. N 148-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Джодас Экспоим" на положения документации об электронном аукционе на поставку "Бета-лактамного антибиотика широкого спектра действия" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (изв. N 0369300195716000100) в присутствии:
представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N2", действующих на основании доверенностей N 1 от 11.01.2016, от 14.03.2016,
в отсутствие:
представителей ООО "Джодас Экспоим", надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.03.2016 поступила жалоба ООО "Джодас Экспоим"на положения документации об электронном аукционе на поставку "Бета-лактамного антибиотика широкого спектра действия" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (изв. N0369300195716000100) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 2" (далее - организатор совместного аукциона)объявило о проведении электронного аукциона в форме совместных торгов на поставку "Бета-лактамного антибиотика широкого спектра действия" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 годапутем опубликования 20.02.2016 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300195716000100об осуществлении закупки.
Заказчиками выступилиБрединская муниципальная центральная районная больница, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 3", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 4", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Еткуль", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская больница N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Центральная городская больница", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение Пластская центральная городская больница, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Ашинская центральная городская больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кунашакская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Уйская центральная районная больница Челябинской области", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Аргаяшская центральная районная больница, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница N 8, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение Кыштымская центральная городская больница им. А.П. Силаева, Муниципальное учреждение здравоохранения "Карталинская городская больница", Муниципальное учреждение здравоохранения Верхнеуральская центральная районная больница, Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N3" города Магнитогорска, Муниципальное учреждение здравоохранения "Нагайбакская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Родильный дом N2" города Магнитогорска, Муниципальное учреждение здравоохранения Варненская центральная районная больница.
Общая начальная (максимальная) цена контрактов определена в размере 3 466 309 рублей 22 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 10.03.2016 в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракты на поставку "Бета-лактамного антибиотика широкого спектра действия" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 годапо итогам проведения закупки заказчиками не заключены.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчиком необоснованно включено требование, согласно которому поставляемое лекарственное средство должно применяться в монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например, сепсиса, поскольку такому описанию объекта закупки соответствует, по мнению заявителя, только препарат Тиенам, производства Мерк Шарп и Доум Б.В. (Нидерлады), имеющий в инструкции по применению указание на такое условие.
На заседании Комиссии представители организатора совместного аукциона с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Документация о закупке не содержит требования к товару, безосновательно ограничивающие количество участников закупки. Обжалуемые характеристики лекарственного средства обусловлены объективными потребностями заказчиков, позволяют определить соответствие закупаемого лекарственного средства, установленным заказчиком требованиям. К поставке может быть предложен товар различных торговых наименований и производителей, а именно: Цилапенем, производства Республиканское Унитарное Производственное Предприятие "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь) и Тиенам, производства Мерк Шарп и Доум Б.В. (Нидерлады).
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте документации о закупке (далее - приложение N1).
В соответствии с приложением N 1 заказчикам требуется товар со следующими характеристиками.
п/п |
МНН (Состав) |
Описание полное |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Имипенем+Циластатин |
порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N1. |
уп |
1·630 |
2 |
Имипенем+Циластатин |
порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N10. После разведения раствор можно хранить в течение (не менее, часов) - 4 при комнатной температуре (не выше 25°C) или в течение (не менее, часов) - 24 в холодильнике (при температуре не выше 4°C). С возможностью одновременного применения с аминогликозидами. Должен иметь возможность применения в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например сепсиса. |
уп |
329 |
|
|
|
|
1·959 |
Согласно государственному реестру лекарственному средств, размещенному на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru/ на территории Российской Федерации зарегистрировано 9 препаратов с МНН Имипенем+Циластатин: Тиенам, производства Мерк Шарп и Доум Б.В. (Нидерланды); Тиепенем, производства Закрытого акционерного общества "Научно-производственный центр "Эльфа" (Россия); Имипенем и Циластатин Спенсер, производство Спенсер Фарма Юкей Лимитед (Великобритания); Циласпен, производстваС.П.Инкомед Пвт.Лтд (Индия);Имипенем и Циластатин Джодас, производстваДжодас Экспоим Пвт.Лтд (Индия), Цилапенем, производства Республиканское Унитарное Производственное Предприятие "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь), Имипенем + Циластатин, производства ОАО "Красфарма" (Россия), Аквапенем, производства ООО "АРС" (Россия), Гримипенем, ООО "АБОЛмед" (Россия).
В соответствии с инструкциями по применению препараты Тиенам и Цилапенем применяются в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например, сепсиса.
Инструкции к остальным препаратам не содержат указание на применение лекарственных средств у данной категории граждан. В своих письмах заказчики указывают, что лекарственное средство приобретается для резервной группы в целях монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например, сепсиса. Так, например, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 3" в своем письме сообщает, что в лечебном учреждении при лечении онкологических больных используется терапия цитостатиками, которая может привести к побочным эффектам. Препарат Имипенем+Циластатин применяется у тяжелых больных онкологического профиля, с ослабленным иммунитетом. Более того, данный препарат возможно использовать одновременно с аминогликозидами. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница" указывает на приобретение лекарственного средства только для резервной группы, а также на наличие в лечебном учреждении препарата с МНН "Имипенем +Циластатин" 500 мг+500 мг без особенностей для лечения больных общего профиля. Иные заказчики в своих письмах также подтвердили приобретение препарата для резервной группы, в целях лечения тяжелых больных онкологического профиля с ослабленным иммунитетом. Кроме того, указали на наличие в учреждениях лекарственного средства с МНН Имипенем+Циластатин без указания в инструкции на возможность применения в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Организатора совместных торгов и Заказчиков совместных торгов выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Данные условия проведения совместных конкурсов или аукционов продублированы и пункте 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой группы товаров, но и их свойства, характеристики и иная информация о необходимом к поставке товаре.
В соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте объектом закупки являются следующие лекарственные препараты:
1 позиция: "МНН (состав) Имипенем+Циластатин. Описание: порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N1. Единица измерения уп. Количество 1·630".
2 позиция: "МНН (состав) Имипенем+Циластатин. Описание: порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N10. После разведения раствор можно хранить в течение (не менее, часов) - 4 при комнатной температуре (не выше 25°C) или в течение (не менее, часов) - 24 в холодильнике (при температуре не выше 4°C). С возможностью одновременного применения с аминогликозидами. Должен иметь возможность применения в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например сепсиса. Единица измерения уп. Количество 329".
Исходя из Соглашения о проведении совместного аукциона N 155/I/2016 от 01.12.2015 (далее - Соглашение), заказчиками закупки выступили 27 учреждений здравоохранения Челябинской области, которые приобретают 1·959 ед. лекарственных препаратов на сумму 3 466 309,22 рублей.
При этом, согласно пункту 1.4 Соглашения, не всем 27 учреждениям здравоохранения требуются оба лекарственных препарата.
Так, например, лекарственный препарат с МНН Имипенем+Циластатин (первая позиция) требуется в МБУЗ "Ашинская центральная городская больница", Брединскую муниципальную центральную районную больницу, МУЗ Варненская центральная районная больница, МУЗ Верхнеуральская центральная районная больница, МБЛПУ "Центральная городская больница", МУЗ "Карталинская городская больница", ММЛПУ Кыштымская центральная городская больница им. А.П. Силаева, МУЗ "Родильный дом N 2" города Магнитогорска, МУЗ "Нагайбакская центральная районная больница", МУЗ "Октябрьская центральная районная больница", МБЛПУ Пластская центральная городская больница, ГБУЗ "Областная клиническая больница N 4", ГБУЗ "Областная клиническая больница N 3".
Обе позиции лекарственных препаратов входят в потребность только МБУЗ "Городская больница N 4".
В остальные учреждения здравоохранения необходимо поставить лекарственный препарат с МНН Имипенем+Циластатин, в отношении которого в инструкции указано условие о возможности применения препарата в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например, сепсиса.
Вместе с тем, отсутствие потребности в приобретении одних и тех же товаров у иных заказчиков означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона на различные объекты закупки.
2. В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В рамках настоящей закупки в техническом задании установлены две позиции товара с МНН Имипенем+Циластатин.
1 позиция: "МНН (состав) Имипенем+Циластатин. Описание: порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N1. Единица измерения уп. Количество 1·630".
2 позиция: "МНН (состав) Имипенем+Циластатин. Описание: порошок для приготовления раствора для инфузий 500 мг+500 мг - флакон N10. После разведения раствор можно хранить в течение (не менее, часов) - 4 при комнатной температуре (не выше 25°C) или в течение (не менее, часов) - 24 в холодильнике (при температуре не выше 4°C). С возможностью одновременного применения с аминогликозидами. Должен иметь возможность применения в качестве монотерапии у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например сепсиса. Единица измерения уп. Количество 329".
При этом, тринадцати из двадцати семи лечебных учреждений требуется товар с МНН Имипенем+Циластатин без указания на возможность применения препарата у онкологических больных.
Как уже отмечено ранее, на территории Российской Федерации зарегистрировано девять препаратов с МНН Имипенем+Циластатин: Тиенам, производства Мерк Шарп и Доум Б.В. (Нидерланды); Тиепенем, производства Закрытого акционерного общества "Научно-производственный центр "Эльфа" (Россия); Имипенем и Циластатин Спенсер, производство Спенсер Фарма Юкей Лимитед (Великобритания); Циласпен, производства С.П.Инкомед Пвт.Лтд (Индия); Имипенем и Циластатин Джодас, производства Джодас Экспоим Пвт.Лтд (Индия), Цилапенем, производства Республиканское Унитарное Производственное Предприятие "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь), Имипенем + Циластатин, производства ОАО "Красфарма" (Россия), Аквапенем, производства ООО "АРС" (Россия), Гримипенем, ООО "АБОЛмед" (Россия).
Вместе с тем, только в отношении Тиенама и Цилапенема в инструкциях содержится ссылка на возможность применения препарата у онкологических больных с ослабленным иммунитетом в случае подтвержденных или предполагаемых инфекций, например, сепсиса.
Включение в состав лота товаров, которые производятся двумя производителями и реализуются его официальными дистрибьюторами (представителями), исключает возможность поставки хозяйствующими субъектами товара по 1 позиции лота, ограничивает конкуренцию и создает преимущественные условия участия в торгах хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию компании Мерк Шарп и Доум Б.В. (Нидерланды) и Республиканского Унитарного Производственного Предприятия "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь).
Данный факт подтверждается результатами аукциона.
Так, на участие в закупке подано четыре заявки. Участниками с порядковыми номерами заявок 1, 2 к поставке предложен лекарственный препарат с торговым наименованием "Цилапенем", производства Республиканское Унитарное Производственное Предприятие "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь). Участником с порядковым номером 3 в заявке предложен препарат "Имипенем и Циластатин Спенсер" (Купер Фарма/Акорн Пвт Лтд, Индия). В заявке с порядковым номером 4 содержится информация о препарате "Имипенем и Циластатин Джодас" (Индия).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 11.03.2016 участникам с порядковыми номерами 3, 4 отказано в допуске к участию в аукционе, в связи с отсутствием в заявках ссылки на возможность применения препарата у онкологических больных.
Формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части эффективного расходования бюджетных средств в результате формирования рыночной цены контракта в условиях конкуренции.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиками совместных торгов, организатором совместных торгов статьи 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Джодас Экспоим" на положения документации об электронном аукционе на поставку "Бета-лактамного антибиотика широкого спектра действия" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (изв. N 0369300195716000100) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчиков совместных торгов и организатора совместных торгов нарушения статьи 8, части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам совместных торгов, Организатору совместных торгов, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2016 г. N 148-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016