Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 февраля 2016 г. N 92-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Коммунальщик-Аша" в отсутствие заявителя, заказчика, уполномоченного органа, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Коммунальщик-Аша" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300038716000051 на выполнение работ по текущему содержанию территорий, инженерных сооружений и дорожной сети, расположенных на территории Ашинского городского поселения (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 08.02.2016 Администрация Ашинского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление инженерной инфраструктуры администрации Ашинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 999 027, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 24.02.2016 в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Коммунальщик-Аша" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по зимнему содержанию, ямочному ремонту, ремонту автомобильных дорог, которые технологически и функционально не связаны между собой, что приводит к ограничению конкуренции.
В письменных пояснениях заказчика указано, что при формировании документации о закупке заказчик исходил из того, что содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс работ, выполняемых для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.
Кроме того, автомобильная дорога в соответствии с правилами дорожного движения является сложным объектом, включающим в себя совокупность элементов, в том числе магистралей, трамвайных путей, парковок и других элементов обустройства автомобильной дороги, что свидетельствует о правомерности объединения в один лот указанных работ.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, условия исполнения контракта в части предмета контракта, изложенные как в извещении о проведении закупки, документации об аукционе, в том числе проекте контракта, должны содержать полную и непротиворечивую информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
Как следует из пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Тогда как из пункта 12 статьи 3 Закон об автомобильных дорогах следует, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ) работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог дифференцированы по различным классификациям (виды работ по ремонту автомобильных дорог определены в 3 разделе Приказа, тогда как работы по содержанию автомобильных дорог содержатся в 4 разделе Приказа), включающим в себя отличные друг от друга виды работ, которые технологически и функционально не связаны между собой и представляют из себя отдельные виды деятельности, различные по своей специфике, методам исполнения и конечному результату.
Как следует из извещения о проведении открытого аукциона, пункта 1 информационной карты документации об аукционе, пункта 1.3 проекта контракта объектом закупки (предметом контракта) является выполнение работ по текущему содержанию территорий, инженерных сооружений и дорожной сети, расположенных на территории Ашинского городского поселения.
Из анализа технического задания документации об аукционе, а также локальных смет (раздел 11), определяющих объем и стоимость работ, подлежащих выполнению, следует, что в рамках содержания требуется выполнять работы по ремонту проезжей части ул. Энгельса, а именно:
- разборка покрытий и оснований асфальтобетонных с помощью молотков отбойных
- разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 (0,5-0,63) м3, группа грунтов: 4;
- перевозка грузов автомобилями-самосвалами (работающими вне карьеров) на расстояние до 3 км (грунт, лом асфальта);
- засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами мощностью: 303 (410) кВт (л.с.), 2 группа грунта;
- перевозка грузов автомобилями-самосвалами (работающими вне карьеров) на расстояние до 12 км (шлак);
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из щебня;
- перевозка грузов автомобилями-самосвалами (работающими вне карьеров) на расстояние до 3 км (грунт, лом).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 5 раздела 3 Приказа работы по укладке выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия относятся к работам по ремонту автомобильных дорог.
С учетом изложенного, в извещении и документации об аукционе наименование объекта закупки определено как содержание автомобильных дорог, тогда как фактически перечень и объем работ, подлежащих выполнению, включает в себя ремонт автомобильной дороги, что свидетельствует о противоречивости при описании объекта закупки в нарушение пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с разделом 9 локального сметного расчета подрядчику в рамках исполнения контракта необходимо осуществлять ямочный ремонт.
Вместе с тем, законодательство в сфере дорожной деятельности, в том числе Приказ, не содержат понятия "ямочный ремонт", что не позволяет сделать вывод об объективности описания объекта закупки, а, следовательно, правомерности их включения в объект закупки.
Так анализ действующего законодательства позволяет прийти к следующим выводам.
В разделе 3 Приказа, определяющем классификацию работ по ремонту дорог, в качестве одного из видов работ указано - ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя (подпункт г пункта 2 части 5 Приказа).
В 4 разделе Приказа, определяющем классификацию работ по содержанию дорог, в качестве аналогичного вида работ указано - ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия (подпункт д пункта 2 части 6 Приказа).
Следует отметить, что наличие в документации о закупке указания на работы, подлежащие выполнению, которые не предусмотрены действующим законодательством, не позволяет сделать вывод о виде дорожных работ (ремонт, содержание), предусмотренных Приказом, а, следовательно, о фактических видах работ и методах и проведения, подлежащих выполнению в рамках контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 5.3, 5.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2,5% и 10%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Так, в соответствии с пунктом 4,5 Правил размер штрафа в отношении поставщика и заказчика равен 5 % и 2% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта превышает 3 млн. рублей.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 999 027 рублей, что превышает 3 миллиона рублей и увеличивает вероятность предложения участником закупки цены контракта больше указанной суммы.
На момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.
3. В нарушение пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в пункте 1.3 проекта контракта указано, что требования к выполнению работ по текущему содержанию территорий, инженерных сооружений и дорожной сети, расположенных на территории Ашинского городского поселения указаны в техническом задании (Приложение N1 к настоящему контракту). Объем работ определяется проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью муниципального контракта, вместе с тем проектная документация, не размещена в составе аукционной документации в единой информационной системе в сфере закупок. При этом, выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, равно как и ремонта, не требует подготовки проектной документации в соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4. Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду объединения в документации об аукционе работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Коммунальщик-Аша" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 февраля 2016 г. N 92-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2016