Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 марта 2016 г. N 158-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
-
|
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А.
|
-
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу гражданина, в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.02.2016;
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 17.03.2016,
- гражданина, личность удостоверена на основании паспорта.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на устройство освещения на автомобильной дороге Миасс - Златоуст, участок км 27 - км 28. (извещение N 0169200003616000007) (далее - аукцион 2), на устройство освещения на автомобильной дороге Миасс - Чебаркуль, участок км 11 - км 17 (извещение N 0169200003616000006) (далее - аукцион 1).
Согласно представленным документам 25.02.2016 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении аукционов 1,2.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону 1- 3 448 272, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону 2 - 5 784 529, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционах 1,2 - 14.03.2016 08:30.
На момент рассмотрения жалоб гражданина контракты не заключены.
В жалобе заявителя указано, что в документациях об аукционе не размещены все разделы проектной документации, поименованные в содержании проекта, в том числе локальные сметы, мероприятия по охране окружающей среды и другие листы проекта, что не позволяет определить потребность заказчика.
Заказчик пояснил, что в составе аукционной документации размещена проектная документация в объеме, необходимом для выполнения работ, тогда как разделы проекта, указанные подрядчиком, не требуются для выполнения работ по контракту.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал ведомость объемов и стоимость работ, которые необходимо выполнять по контракту, что подтверждается письмом Минстроя РФ от 23.03.2015.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть размещена в составе документации о закупке.
Предметом закупки является устройство освещения на автомобильной дороге, объем и виды которых определены в проектной документации (Приложение 1 к информационной карты документации об аукционе), как указано в пункте 5 информационной карты документации об аукционе.
Таким образом, объем и виды работ, составляющих описание объекта закупки, предусмотрен проектной документацией.
Вместе с тем, как пояснил заказчик, в составе документации об аукционе размещены только те разделы проектной документации, которые необходимы для выполнения работ подрядчику, тогда как сведения, размещенные в разделе "Мероприятия по охране окружающей среды (раздел 7 шифр 781-0-ООС), раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" (раздел 10 шифр 823-0-СМ С) технические условия (шифр 781-0-ЭН, ИЛО С), не требуются участнику закупки для выполнения работ по контракту, в связи с чем указанная информация не размещена в составе документации об аукционе.
Кроме того, исходя из письменных пояснений заказчика следует, что в проектной документации отсутствуют технические условия ввиду того, что обязанность по их получению возложена на заказчика, а не на подрядчика работ.
При этом, сведения о характеристиках шкафа наружного освещения (тип, количество товара), отражены в листе 781-0-ЭН.С,ИЛО, что соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в единой информационной системе размещена проектная документация, в объеме, необходимом для выполнения работ, что свидетельствует о наличии в документации об аукционе описания объекта закупки, отражающего потребность заказчика, что не противоречит пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в части отсутствия локальных смет в составе проектной документации заказчик пояснил, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено на основании ведомости объемов и стоимости подрядных работ, являющихся Приложением N 1 к проекту контракта, что позволяет определить стоимость работ, составляющих объект закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального и нормативного подтверждения доводов жалобы, с точки зрения обоснованности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания в как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке, в том числе пунктом 5 информационной карты, Приложение N 1 к информационной карте, пунктом 1.1 проекта контракта объектом закупки является устройство освещения на автомобильной дороге на определенном участке автомобильной дороги.
Кроме того, из документов, представленных заказчиком, следует, что в отношении объекта капитального строительства пройдена государственная экспертиза проектной документации, включая смету на строительство и результаты инженерных изысканий и получено положительное заключение государственной экспертизы N 74-1-5-0568-13 от 08.08.2013 (автомобильная дорога Миасс - Златоуст, участок км 27 - км 28) и положительное заключение государственной экспертизы N 281/1.2С-47р/13 от 16.07.2014 (автомобильная дорога Миасс - Чебаркуль, участок км 11 - км 17).
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства с указанием конкретного вида работ по организации строительства, соответствующего объекту закупки.
В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пунктах 16, 24 информационной карты документации об аукционе установлено альтернативное требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства о допуске к работам по организации строительства либо свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное наличие у хозяйствующего субъекта свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, примененный заказчиком метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в том числе сведения об источниках, положенных в обоснование цены контракта, должны соответствовать расчету, примененному заказчиком при обосновании такой цены контракта.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе в Приложении N 2 к информационной карте документации об аукционе указано, что основанием для расчета начальной (максимальной) цены контракта является проектная документация, включая локальные сметы и сводный сметный расчет, однако фактически обоснование цены контракта произведено на основании ведомости объемов и стоимости работ, что также подтверждается представителем заказчика и свидетельствует о наличии противоречивой информации в части источника обоснования цены контракта.
С учетом изложенного, принимая во внимание допущенные нарушения и снижение начальной (максимальной) цены контракта при проведении аукциона N 1 (42% от начальной максимальной цены контракта), при проведении аукциона N 2 (25,2% от начальной максимальной цены контракта), необходимость выполнения работ, наличие заинтересованности участников закупки в участии в аукционах (на аукцион N 1 подано 12 заявок участников закупки, 8 из которых приняли участие в аукционе, по аукциону N 2 подано 10 заявок, из которых 6 приняли участие в аукционе), антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать нарушение пункта 2 части 1, части 4 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 9 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе ввиду того, что выявленные нарушение не повлияли на результат аукционов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 марта 2016 г. N 158-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016