Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 февраля 2016 г. N 97-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Лац А.О. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств для муниципальных нужд МУЗ "Детская городская больница г. Коркино" только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение N 0169300051316000013) в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 24.02.2016,
- представителя Администрации Коркинского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 8 от 24.02.2016,
- представителя ИП Лац А.О. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель), действующего на основании доверенности от 24.02.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.02.2016 поступила жалоба ИП Лац А.О. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств для муниципальных нужд МУЗ "Детская городская больница г. Коркино" только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение N 0169300051316000013) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино", Администрация Коркинского муниципального района 02.02.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 142 775 рублей 95 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 15.02.2016 в 11:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ИП Лац А.О. с порядковым номером заявки 1 в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику с порядковым номером заявки 1.
ИП Лац А.О. с порядковым номером заявки 1 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе. Участником в заявке в отношении предлагаемых к поставке товаров "Средство для мытья посуды" не указан конкретный показатель содержания анионных поверхностно-активных веществ. Также в заявке индивидуального предпринимателя в отношении товара "Стиральный порошок автомат" отсутствует конкретный показатель содержания соды кальцинированной (карбонатов) и фосфатов.
Заслушав пояснения лиц, присутствующих на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно материалам дела на участие в настоящем электронном аукционе подано три заявки.
В соответствии с протоколом N 49 А рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.02.2016 заявка N 1 не допущена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и пункта 12 аукционной документации, в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям аукционной документации, а именно, по позиции N 4 - средство для мытья посуды, участник не указал конкретный показатель содержания анионных поверхностно-активных веществ. По позиции N 5 - стиральный порошок автомат, участник не указал конкретный показатель содержания соды кальцинированной (карбонатов) и фосфатов.
Согласно пункту 12 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, в части II, п. 2.1. "Требование к перечню, характеристикам и объему поставляемых товаров", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Данное требование продублировано в пункте 13 аукционной документации.
Также в пункте 13 аукционной документации установлено, что не допускается указание показателей с использованием слов "не более", "не менее", "эквивалент", и другими словами, употребление которых не позволяет определить конкретный показатель той или иной характеристики товара и/или самого товара. Допускается использование не конкретных показателей в случае если в аукционной документации установлены диапазонные показатели, например "в диапазоне от _до _", либо в соответствии с нормативными актами показатель не имеет конкретного значения, при этом рекомендуется сделать ссылку на соответствующий нормативный акт.
В пункте 2.1. аукционной документации содержатся следующие характеристики закупаемых товаров.
N |
Наименование |
Описание |
4 |
Средство для мытья посуды |
Жидкое средство для мытья посуды: объем 1л Состав: анионные поверхностно-активные вещества (не менее 5% не более 15%), неионогенные поверхностно-активные вещества (не менее 5%), соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (не менее 5%), ароматизирующая добавка (не менее 5%), регулятор pH, консервант (не менее 5%) |
5 |
Стиральный порошок автомат |
Состав: сода кальцинированная (карбонаты) - не менее 15% не более 30%, иные компоненты: АПАВ, фосфаты - не менее 5% не более 15%; НПАВ, энзимы, поликарбоксилаты, ароматизирующие добавки, пеногаситель - не менее 5%. Срок годности - не менее 12 месяцев с даты изготовления. |
В первой части заявки ИП Лац А.О. в отношении предлагаемых к поставке товаров указано следующее.
N |
Наименование |
Описание |
4 |
Средство для мытья посуды "Капля" ОАО ПКК "Весна". Россия |
Жидкое средство для мытья посуды: объем 1л Состав: анионные поверхностно-активные вещества (5% - 15%), неионогенные поверхностно-активные вещества (5%), соль этилендиаминтетрауксусной кислоты (5%), ароматизирующая добавка (5%), регулятор pH, консервант (5%) |
5 |
Стиральный порошок автомат "Эколь" ООО "Эколь". Россия |
Состав: сода кальцинированная (карбонаты) - 15% - 30%, иные компоненты: АПАВ, фосфаты - 5% - 15%; НПАВ, энзимы, поликарбоксилаты, ароматизирующие добавки, пеногаситель - 5%. Срок годности - не менее 12 месяцев с даты изготовления. |
Аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе.
В данном случае положения инструкции и сведения, содержащиеся в заявке ИП Лац А.О., не позволили аукционной комиссии сделать однозначный вывод о соответствии предлагаемого к поставке товара требованиям аукционной документации.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии в части отказа ИП Лац А.О. в допуске к участию в электронном аукционе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона, заказчиком осуществляется закупка моющих средств с кодом по ОКПД 20.41.32.110.
Вместе с тем, в соответствии с информацией, содержащейся в извещении, пунктах 16, 17 технического задания аукционной документации, заказчику требуются средство дезинфицирующее с моющим эффектом, дезинфицирующее средство.
Моющее средство (детергент) представляет собой вещество или смесь, помогающее отмывать что-либо от грязи.
Дезинфицирующее средство - это химическое и физическое средство, применяемое для уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и болезней растений. Дезинфицирующие средства имеют следующий код по ОКПД: 21.20.10.158.
Таким образом, дезинфицирующее средство не является моющим. В связи с чем, указанная заказчиком в пунктах 16, 17 технического задания информация о закупаемых дезинфицирующих средствах не соответствует предмету закупки.
В пунктах 1, 2 технического задания в отношении закупаемого товара "Мыло хозяйственное" указано, что остаточный срок годности продукции на момент поставки должен составлять 90% от срока годности.
Вместе с тем, исходя из указанной информации, не представляется возможным определить конкретный срок годности товара, соответствующий потребности заказчика.
В соответствии с пунктами 4, 5 технического задания заказчику требуются средство для мытья посуды с содержанием анионных поверхностно-активных веществ (не менее 5% не более 15%), стиральный порошок автомат с содержанием соды кальцинированной (карбонаты) (не менее 15% не более 30%), фосфатов (не менее 5% не более 15%). Иными словами, должен быть обеспечен диапазон, в который входят значения, установленные пунктами 4, 5 технического задания аукционной документации.
Согласно пункту 12 аукционной документации участником в заявке должны быть указаны конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров.
Указанная обязанность участника подтверждена представителем заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано три заявки.
Участник с порядковым номером 1, в данном случае являющийся заявителем, изучив техническое задание, инструкцию, в заявке в отношении состава предлагаемых к поставке товаров "Средство для мытья посуды", "Стиральный порошок автомат" указал следующее: "анионные поверхностно-активные вещества (5% - 15%)", "сода кальцинированная (карбонаты) - 15% - 30%, фосфаты - 5% - 15%". Фактически участником в отношении предлагаемых товаров гарантировано наличие значений характеристик, установленных в аукционной документации.
Вместе с тем, данному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании несоответствия указанной в заявке информации о характеристиках товара требованиям пункта 12 аукционной документации.
С учетом изложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не носит объективного характера, вводит участников закупки в заблуждение. В рамках обеспечения потребности учреждения в конкретном показателе содержания анионных поверхностно-активных веществ в средстве для мытья посуды, карбонатов и фосфатов стиральном порошке, заказчику следовало установить предельные значения указанных показателей.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 3 аукционной документации, 4.1. проекта контракта установлен срок поставки товаров: с момента заключения контракта по 31.05.2016 года (партиями по заявке заказчика).
Однако в аукционной документации отсутствует информация о количестве и периодичности направляемых поставщику заявок, что, в свою очередь, не позволит хозяйствующему субъекту рассчитать свои финансовые возможности, а также может привести к ненадлежащему исполнению контракта, нарушению прав и законных интересов сторон.
Согласно пункту 5.2. проекта контракта поставщик предоставляет заказчику сертификаты и регистрационные удостоверения, удостоверяющие качество товара.
В соответствии с действующим законодательством выдача регистрационных удостоверений осуществляется уполномоченным органом на изделия медицинского назначения, лекарственные препараты.
Вместе с тем, заказчиком осуществляется закупка моющих средств. Содержащееся в пункте 5.2. проекта контракта условие о предоставлении поставщиком регистрационных удостоверений на товар не соответствует предмету закупки, а также может привести к невозможности исполнения сторонами контракта.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации указаны ненадлежащие условия контракта.
1.1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 12 аукционной документации участником в заявке должны быть указаны конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров.
В пункте 13 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано, что не допускается указание показателей с использованием слов "не более", "не менее", "эквивалент", и другими словами, употребление которых не позволяет определить конкретный показатель той или иной характеристики товара и/или самого товара. Допускается использование не конкретных показателей в случае если в аукционной документации установлены диапазонные показатели, например "в диапазоне от _до _", либо в соответствии с нормативными актами показатель не имеет конкретного значения, при этом рекомендуется сделать ссылку на соответствующий нормативный акт.
Исходя из изложенного следует, что инструкцией предусмотрена возможность указания участником в заявке диапазонных показателей без ссылки на соответствующий нормативный акт. Ссылка на соответствующий документ, подтверждающий наличие диапазонного показателя, является не обязательной.
Кроме того, в соответствии с информацией, содержащейся в инструкции, в аукционной документации могут содержаться иные обозначения диапазонного показателя.
Вместе с тем, иные формулировки, характеризующие наличие диапазонного показателя, в аукционной документации не предусмотрены.
По позиции N 9 "Стиральный порошок автомат" в инструкции указано, что не требуется указывать конкретный показатель в виде числового значения анионные ПАВ конкретным показателем по данной позиции считается диапазонный показатель соответствующий диапазону, указанному в данном пункте технического задания.
Однако неясно, почему и на каком основании заказчик исключает возможность указания участниками диапазонных показателей в отношении других товаров.
Таким образом, сведения, содержащиеся в инструкции, содержат противоречивую информацию, не позволяют участникам определить потребность заказчика и надлежащим образом оформить заявку. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Однако пункт 9.4. проекта контракта предусматривает способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Лац А.О. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку моющих средств для муниципальных нужд МУЗ "Детская городская больница г. Коркино" только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение N 0169300051316000013) необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 февраля 2016 г. N 97-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2016