Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 января 2016 г. N 63-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Санаторий "Кисегач", в присутствии:
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя Министерства здравоохранения Челябинской области, действующего на основании доверенности от 11.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 7 от 21.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 9 от 21.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 8 от 21.01.2016;
- представителя ООО "Санаторий "Кисегач", действующего на основании доверенности N 2 от 01.01.2016;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Санаторий "Кисегач" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0169200001015001683 на оказание услуг по санаторно-курортному долечиванию больных из числа работающих граждан после стационарного лечения, (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 24.12.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 228 810, 00 рублей.
Конкурсная комиссия сформирована на основании Приказа заместителя Министра здравоохранения Челябинской области N 1993/1 от 23.12.2015.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 14.01.2016 09:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Санаторий "Кисегач" контракты не заключены.
На заседании Комиссии представители ООО "Санаторий "Кисегач" поддержали доводы, изложенные в жалобе, и пояснили следующее.
Заказчиком неправомерно произведена оценка заявок на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника конкурса" по показателю "опыт участника по успешному оказанию услуг аналогичных наименованию объекта закупки по соответствующему профилю заболевания", так как заявителем представлены контракты и акты выполненных работ, на основании оценки которых должно быть присвоено максимальное количество баллов.
Кроме того, в конкурсной документации установлен показатель "наличие оборудованного бассейна с размером по внутренней поверхности бассейна по одной из сторон 25 и более метров" по критерию "квалификация участника конкурса", что противоречит требованиям СанПин 2.1.2.1188-03.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, указав следующее.
Конкурсная комиссия правомерно произвела оценку заявок на участие в конкурсе по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" с учетом документов, представленных в составе заявки заявителя.
При этом, максимальное количество баллов не могло быть присвоено указанному участнику закупки, так как в составе заявки не были предоставлены документы, подтверждающие исполнение контракта в полном объеме.
Показатель критерия оценки заявок в части наличия бассейна определенного размера указан заказчиком с учетом специфики объекта закупки и необходимости использования водных процедур при санаторно-курортном лечении по соответствующему профилю.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
При этом указанные критерии в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе представляют собой качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Предметом жалобы заявителя является обжалование действий конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок по критерию "квалификация участников закупки", в части порядка присвоения баллов по показателю "опыт оказания услуг", в связи с чем жалоба в указанной части не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.
Кроме того, в силу части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Таким образом, на стадии оценки заявок на участие в конкурсе заявки, поданные участниками закупок, не подлежат отклонению, а оцениваются с точки зрения предложения наилучших условий исполнения контракта по критериям, установленным в конкурсной документации.
Согласно Приложению N 3 к информационной карте конкурсной документации по лоту N 1 в качестве показателя критерия "квалификация участников закупки" установлен показатель "опыт участника по успешному оказанию услуг аналогичных наименованию объекта закупки по соответствующему профилю заболевания".
Документами, подтверждающими указанный показатель, являются копии договоров/контрактов, где предметом договора/контракта является оказания услуг по санаторно-курортному долечиванию работающих граждан непосредственно после стационарного лечения (по заявленному профилю) по дате заключения договора/контракта.
К копиям договоров/контрактов обязательно должны быть приложены копии актов оказанных услуг, подтверждающих исполнение договора/контракта в полном объеме.
Вместе с тем, порядок оценки договоров/контрактов, представленных участниками закупки, в том числе с точки зрения исполнения контракта в полном объеме, производится членами конкурсной комиссии с точки зрения достаточности и полноты информации, представленной в составе заявки на участие в конкурсе.
При этом, на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что итоговый рейтинг заявки ООО "Кисегач" по указанному показателю рассчитан с учетом того, что в заявке не представлены документы, подтверждающие оказание услуг по санаторно-курортному лечению в полном объеме по представленным контрактам.
Так, конкурсная комиссия при оценке заявки исходила из того, что исполнение контракта в полном объеме является представление контрактов и актов выполненных работ, сопоставимых по цене либо по количеству путевок на санаторно-курортное лечение, вместе с тем представленные обществом контракты и акты выполненных работ не равнозначны по цене, а сведения о количестве проданных путевок не предоставлены в составе документов, подтверждающих исполнение контракта.
С учетом изложенного, действия конкурсной комиссии по оценки заявок, поданных на участие в конкурсе, не противоречат требованиям частей 5,7 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Жалоба на положения документации, в том числе в части правомерности установления показателей критериев оценки заявок на участие в конкурсе, должна быть подана до окончания срока подачи заявок, то есть в рассматриваемом случае - до 14.01.2016 до 09.00, тогда как жалоба заявителя подана 22.01.2016, в связи с чем рассмотрение данных доводов жалобы не проводится.
Следует отметить, что исходя из протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, ООО "Кисегач" подало заявки на участие в конкурсе по лотам N 1,3,4, следовательно, согласилось на все условия конкурсной документации, что свидетельствует об отсутствии материально правовых оснований, позволяющих сделать вывод о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в конкурсных документациях установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 50%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 20%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 30%) (Приложение N 3 к информационной карте конкурсной документации).
В конкурсной документации по лотам 1-4 по критерию "Квалификация участников закупки" по показателю N 3 установлено требование о наличии оборудованного бассейна (соответствующего СанПин 2.1.2.1188-03) на территории санаторно-курортной организации (учреждения), с размером по внутренней поверхности бассейна по одной из сторон 25 и более метров, в случае наличия которого участнику закупки присваиваться 10 баллов.
При этом информация по указанному показателю предоставляется по форме N 1.6 конкурсной документации "Сведения о наличии оборудованного бассейна, соответствующего СанПин 2.1.2.1188-03".
СанПином 2.1.2.1188-03 "Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и норматив"", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 4 требования к размеру бассейна не регламентированы, что свидетельствует о возможности установления в конкурсной документации указанного размера с учетом необходимости исполнения условий контракта.
При этом, согласно пункту 7 "требования к проведению общеукрепляющих процедур на водных объектах" Приложения N 1 к информационной карте конкурсной документации указано на возможность проведения общеукрепляющих процедур на водных объектах, в том числе в дни неблагоприятные по погодным условиям или холодный период года (пребывание в бассейне), что также соответствует Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 23.11.2004 N 276 "Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с цереброваскулярными болезнями" (далее - Приказ).
Так, в соответствии с Приложением к Приказу предусмотрено проведение лечебной физкультуры при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга, что не исключает проведение водных процедур в ходе санаторно-курортного лечения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н, утвержден порядок организации медицинской реабилитации, в соответствии с которым предусмотрена процедура гидрокинезотерапии с использованием бассейна для лечебного плавания.
Таким образом, заказчиком установлен показатель в части наличия бассейна определенного размера, подтверждающего наличие у участника закупки материальных ресурсов, необходимого для надлежащего исполнения контракта, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя, согласно которым в случае непредставления документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, а именно: наличие материальных ресурсов, участник закупки не может стать потенциальным победителем закупки, является несостоятельным, так как в качестве критериев заказчиком предусмотрены "цена контракта", "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", на основании которых участник закупки также может предложить наилучшие условия исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Санаторий "Кисегач" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 января 2016 г. N 63-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2016