Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 112-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Альбатрос" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (мизопростол) для нужд МУЗ "Детская городская поликлиника N2" г. Магнитогорска, согласно спецификации (Приложение N1) (извещение N 0169300000316000079) в присутствии:
- представителя ООО "Альбатрос" (далее - заявитель), действующего на основании доверенности от 31.12.2015 N 317;
- представителя МУЗ "Детская городская поликлиника N2" г. Магнитогорска (далее - заказчик), действующего на основании доверенности;
- представителя Управления муниципального заказа администрации г. Магнитогорска (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 02.03.2016 N УМЗ-01-23/0089;
- представителя администрации г. Магнитогорска Челябинской области, действующего на основании доверенности от 21.05.2015 N ОДП 54/2858,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.02.2016 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (мизопростол) для нужд МУЗ "Детская городская поликлиника N2" г. Магнитогорска, согласно спецификации (Приложение N1) (извещение N 0169300000316000079) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам уполномоченный орган объявил о проведении аукциона на поставку лекарственных препаратов (мизопростол) для нужд МУЗ "Детская городская поликлиника N2" г. Магнитогорска, согласно спецификации (Приложение N1), путем опубликования 01.02.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещения N 0169300000316000079 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 325 рублей 65 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.02.2016 в 08 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что аукционной комиссией неправомерно принято решение об отклонении заявки с порядковым номером N 2, поскольку участником предложен товар российского происхождения, Постановление Правительства от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) в данном случае не подлежит применению, так как участниками не предложен товар иностранного производства.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Документацией об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки участниками закупки сертификата о происхождении товара (СТ-1) или его копии, в случае поставки товара, происходящего из Российской Федерации.
В заявке заявителя указано, что страной происхождения товара, предлагаемого к поставке, является Россия, однако в составе второй части заявки требуемые документы участником не представлены, в связи с чем аукционной комиссией принято решение об отклонение заявки ООО "Альбатрос".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые содержат предложения в отношении всех торговых наименований предлагаемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Соответственно, в случае осуществления заказчиком закупки лекарственного препарата, участник закупки, который предлагает лекарственный препарат, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, с целью подтверждения страны происхождения такого лекарственного препарата в составе своей заявки должен представить документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата.
Вместе с тем, в случае подачи двух и более заявок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, но при отсутствии в таких заявках документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, а также, если такой документ содержится только в одной из поданных заявок, то ограничение, установленное Постановлением N 1289, не применяется.
В пункте 15.2 аукционной документации содержится указание на установленные ограничения допуска товаров, согласно которым в составе вторых частей заявок участникам закупки необходимо представить сертификат о происхождении товара (пункт 16.2.6 аукционной документации).
Согласно протоколу N 0169300000316000079 подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2016 две заявки из двух признаны не соответствующими требованиям документации о закупке по причине непредставления в составе заявок сертификата о происхождении товара.
Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, заказчик отклоняет заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии соблюдении одновременно двух условий.
Данными условиями являются помимо наличия не менее двух заявок, соответствующих требованиям извещения, документации о закупке, также содержание в этих заявках предложения о поставке товара, страной происхождения которого являются государства - члены Евразийского экономического союза, при этом товары предложенные к поставке не являются товарами одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
На заседание Комиссии представлены заявки участников закупки. Из представленных заявок следует, что участниками закупки предложен товар под торговым наименованием "Миролют", страной происхождения которого является Россия, при этом согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, производителем данного лекарственного препарата является ЗАО "Обнинская химико-фармацевтическая компания".
Более того, ни одним из двух участников закупки в составе второй части заявки не приложен сертификат о происхождении товара.
Таким образом, учитывая положения Постановления N 1289, Комиссия приходит к выводу, что отклонение заявок по причине непредставления указанного документа в их составе является незаконным.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по отклонению заявки с порядковым номером 2 в протоколе по причине непредставления сертификата о происхождении товара нарушают положения пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Альбатрос" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 112-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016