Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 113-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Модерн-строй" на положения документации об электронном аукционе на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции здания МДОУ N 9 "Канашевский детский сад комбинированного вида" по ул. Терешковой, д. 2 в с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области (извещение N0169300024816000024) в присутствии:
- представителя Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 01.03.2016;
- и.о. руководителя Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района, действующего на основании распоряжения от 24.02.2016 N 5л/с,
в отсутствие представителей ООО "Модерн-строй" (далее - Общество, заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.02.2016 поступила жалоба ООО "Модерн-строй" на положения документации об электронном аукционе на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции здания МДОУ N 9 "Канашевский детский сад комбинированного вида" по ул. Терешковой, д. 2 в с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области (извещение N0169300024816000024) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Управление строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района, Администрация Красноармейского муниципального района 08.02.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 11.02.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 944 737 рублей 20 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 26.02.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы аукционная документация не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Так, заказчиком в аукционной документации указано на применение справочника базовых цен 2010 года "Объекты ЖГС табл. 12 "Здание дошкольных учреждений, учебных заведений". Вместе с тем, государственный сметный норматив "Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве "Объекты жилищно-гражданского строительства" предназначен для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства объектов жилищно-гражданского строительства. При этом в указанном справочнике не определяется стоимость изыскательских работ. Стоимость изыскательских работ должна определяться справочником базовых цен на инженерные изыскания для строительства.
Также в аукционной документации заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. По мнению заявителя, указанное обстоятельство не соответствует закону о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Как считает заявитель, заказчиком в извещении, аукционной документации не установлены требования к банковской гарантии.
Кроме того, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не нашло отражения условие о том, что, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании сметы (приложение N 1 к информационной карте аукциона) и определена в соответствии со справочником базовых цен 2010 года "Объекты ЖГС табл. 12 "Здания дошкольных учреждений, учебных заведений". Использование справочника базовых цен на инженерные изыскания для строительства для обоснования начальной цены контракта более чем необоснованно, поскольку справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства необходим только для определения базовой стоимости инженерно-геодезических изысканий при формировании цен в договорах (контрактах).
В соответствии с условиями аукционной документации обосновывается необходимость разработки проектной документации на реконструкцию МДОУ N 9 (пристрой к двухэтажному зданию) с изыскательскими работами. Объем указанных работ незначителен, результаты проведенных изысканий отражаются только в техническом решении реконструкции МДОУ N 9 (пристрой к двухэтажному зданию) и не требуются в дальнейшем заказчику для использования как отдельный документ.
Также включение в смету коэффициентов справочника базовых цен на инженерные изыскания привело бы к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, которая ограничена лимитом бюджетных средств.
Отсутствие в аукционной документации запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, обусловлено тем, что данное Постановление не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Относительно отсутствия в аукционной документации требований к банковской гарантии представителями заказчика пояснено, что информация о требованиях к обеспечению исполнения контракта содержится в пункте 23 аукционной документации.
Заказчиком в аукционной документации установлено требование к участнику о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624. Данные документы выдаются только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. На основании указанных обстоятельств, в проект контракта не включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Исходя из содержания части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, содержащийся в жалобе ООО "Модерн-строй" довод относительно неправильного осуществления заказчиком расчета начальной (максимальной) цены контракта не может быть рассмотрен по существу Комиссией Челябинского УФАС России.
2. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции здания МДОУ N 9 "Канашевский детский сад комбинированного вида" по ул. Терешковой, д.2 в с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Вместе с тем, заказчиком в извещении не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Как следует из пояснений представителей заказчика, Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержит информации о порядке реализации установленного запрета, а также о документах, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия установленному запрету.
Относительно данного довода Комиссия антимонопольного органа считает необходимым указать следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В целях подтверждения соответствия участника закупки требованиям, предусмотренным в соответствии со статьей 14, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме того, согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, которая также является документом, подтверждающим, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
Указанные выводы отражены в решении Федеральной антимонопольной службы по делу К-149/16 от 04.02.2016.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
3. Как считает заявитель, заказчиком в извещении, аукционной документации не установлены требования к банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 23 аукционной документации указано, что обеспечение исполнения контракта установлено в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта - 883421,16 рублей (восемьсот восемьдесят три тысячи четыреста двадцать один рубль 16 коп.).
Обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде:
- банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. (ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ);
- внесения денежных средств на указанный счет. Факт внесения денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате.
Указанная информация продублирована в извещении о проведении электронного аукциона, пункте 7.1. проекта контракта.
Фактически требования к банковской гарантии установлены заказчиком путем указания на норму статьи 45 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, ссылка заказчика на статью 45 Закона о контрактной системе не является надлежащим исполнением обязанности по установлению требований к обеспечению исполнения контракта.
Таким образом, указанные обстоятельства не соответствуют пункту 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам заявителя в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не нашло отражения условие о том, что, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Между тем, в соответствии с пунктом 35 документации об аукционе в электронной форме участник закупки должен иметь свидетельство, выданное участнику размещения заказа саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 года N 624, по осуществлению участником размещения заказа организации работ:
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
или
13. Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В силу части 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Таким образом, исходя из требований аукционной документации, ГрК РФ физическое лицо не может быть участником закупки, следовательно, требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не применимы.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе от 09.02.2016 NРД1, от 10.02.2016 NРД2, от 10.02.2016 NРД3, от 11.02.2016 NРД4, от 15.02.2016 NРД5, от 17.02.2016 NРД6, от 17.02.2016 NРД7, от 19.02.2016 NРД8, от 19.02.2016 NРД9, от 20.02.2016 NРД10.
Вместе с тем, разъяснения положений аукционной документации, размещенные заказчиком в единой информационной системе, не содержат указания на предмет поступившего от участника запроса, что не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На рассмотрение Комиссии антимонопольного органа представителями Управления представлены запросы участников о предоставлении разъяснений положений аукционной документации, ответы заказчика на данные запросы.
Так, исходя из содержания запроса N 1 участнику требовалась информация относительно необходимости выполнения исполнителем инженерных изысканий (геология, геодезия, экология, гидрология, радиология) и порядка осуществления оплаты за данные работы. Также участник просил предоставить информацию относительно инструментального обследования конструкций здания, его частей, оборудования, используемого при осуществлении данной процедуры.
Однако опубликованное заказчиком в единой информационной системе разъяснение N 22 от 09.02.2016 не содержит ответов на данные вопросы участника закупки, что не оспаривается представителями Управления. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не конкретизированы единые требования к участникам, а также не установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками в подтверждение соответствия данным требованиям.
Ссылка заказчика на сопроводительную документацию без указания на ее конкретные пункты не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в извещении единых требований к участникам закупки.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона, пункте 31 аукционной документации заказчиком в качестве ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено соответствие участников закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона в электронной форме (согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44-ФЗ).
Вместе с тем, соответствие участников закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом электронного аукциона, является единым требованием, а не ограничением участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, информация, содержащаяся в извещении, пункте 31 аукционной документации может ввести участников закупки в заблуждение, что может стать причиной ненадлежащего оформления заявок. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции здания МДОУ N 9 "Канашевский детский сад комбинированного вида" по ул. Терешковой, д.2 в с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области.
В пункте 30.7 аукционной документации заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (копии допуска СРО).
В соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
Согласно части 5.1. статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
В указанный перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определенный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" включены работы по подготовке проектной документации.
При этом указанный вид работ, исходя из объекта закупки, конкретизирован в пункте 35 аукционной документации:
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
или
13. Работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Документация об электронном аукционе является публичной офертой, которая должна содержать объективную информацию об установленных заказчиком требованиях, условиях и т. д. Вместе с тем, исходя из содержания пункта 30.7 аукционной документации не представляется возможным сделать однозначный вывод о необходимости наличия у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.
Более того, в целях подтверждения соответствия участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, заказчику в извещении, аукционной документации достаточно установить требование о наличии у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа усматривает в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком проекте контракта не указан срок осуществления приемки и срок оформления результатов приемки выполненных работ.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 4.2. (а) проекта контракта указано, что муниципальный заказчик обязуется предоставить исполнителю исходные данные для начала выполнения работ.
Как пояснено представителями заказчика, под исходными данными подразумевается информация, содержащаяся в техническом задании аукционной документации.
Вместе с тем, в пункте 4.2. проекта контракта отсутствует ссылка на техническое задание, что может ввести исполнителя в заблуждение и не позволит надлежащим образом исполнить предусмотренные контрактом обязательства.
Таким образом, указав ненадлежащую информацию об условиях контракта, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции здания МДОУ N 9 "Канашевский детский сад комбинированного вида" по ул. Терешковой, д. 2 в с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании аукционной документации.
Так, в пункте 16 технического задания указано следующее.
16 |
Границы проектирования инженерных сетей |
В соответствии с техническими условиями служб города в границах участка проектирования детского сада. Водоснабжение-согласно ТУ; Канализование - согласно ТУ; Вынос сетей канализации и колодцев К1, К2. Теплоснабжение - согласно ТУ; Электроснабжение - согласно ТУ; Телефонизация - согласно ТУ; Радиофикация - согласно ТУ; Видеонаблюдение - предусмотреть проектом. |
В соответствии с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Согласно нормам градостроительного законодательства, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении выдача технических условий осуществляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по соответствующим запросам.
Однако, в пункте 16 технического задания отсутствует информация о порядке получения и предоставления заказчиком исполнителю соответствующих технических условий, а также о сроке, в течение которого такие документы должны быть предоставлены. Указанное обстоятельство в дальнейшем может привести к невозможности надлежащего исполнения контракта, нарушению прав и законных интересов сторон.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 03.03.2016 в настоящем аукционе участвовало четырнадцать участников, по итогам аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена на 72,60%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2016 победителем признано ООО "МЕТАМ" с предложением по цене контракта 806892,83 рублей.
С учетом итогов электронного аукциона, значительной экономии бюджетных средств, а также с учетом того, что ООО "МЕТАМ" - это российская компания, учредители и директор которой являются гражданами Российской Федерации, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче заказчику предписания об отмене закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Модерн-строй" обоснованными в части отсутствия в извещении, документации о закупке запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, требований к обеспечению исполнения контракта.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 4, пункта 8 статьи 42, пункта 6, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1, пункта 8 части 1, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Никитин
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 113-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2016