Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 114-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А - |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. - |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. - |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ИП Нестерова И.В. в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", действующего на основании доверенности N 17 от 02.03.2016,
- представителя Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница", действующего на основании доверенности N 18 от 02.03.2016,
- представителя ИП Нестерова И.В., действующего на основании доверенности от 03.03.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Нестерова И.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300038816000044 на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Муниципальное учреждение здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница" 15.02.2016 объявило о проведении открытого аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 922 219, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.02.2016 в 17 час 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы ИП Нестерова И.В контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.
Предметом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке медицинских отходов класса "Г" и "Б".
Медицинские отходы класса "Г" относятся I - IV классу токсикологической опасности, ввиду чего деятельность по вывозу данных отходов подлежит лицензированию в силу СанПиНа 2.1.7.2790-10, тогда как отходы класса "Б" не подлежат лицензированию.
Таким образом, объединение услуг по утилизации отходов, как подлежащих лицензированию, так и услуг, которые хозяйствующий субъект вправе выполнять без ограничения, может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика предоставили возражения по жалобе, а также пояснили следующее.
В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" требуется лицензия на вывоз отходов класса "Г" и "Б", что также подтверждается требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из документации об аукционе предметом закупки является оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов Муниципального учреждения здравоохранения "Саткинская Центральная районная больница".
В соответствии с технической частью документации об аукционе требуется оказание услуг по обращению с отходами класса "Б" и "Г".
В пунктах 28, 29 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику закупки и составу второй части заявки установлено условие о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В пункте 3.1.5 проекта контракта также указано на необходимость соблюдения Закона об отходах производства и потребления при оказании услуг по уничтожению медицинских отходов.
Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами (сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование) регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163 (далее - СанПиН).
СанПиН регулирует отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и устанавливает гигиенические требования и критерии по определению класса опасности в целях предотвращения вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Закон об отходах производства и потребления определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Так, санитарные правила устанавливают критерии опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а Закон об отходах производства и потребления и нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации указанного Закона, устанавливают критерии опасности для окружающей природной среды.
С учетом изложенного, СанПиН и Закон об отходах производства и потребления имеют различный предмет регулирования и направлены на разные сферы применения, в том числе в части установления классификации отходов.
Следует отметить, что Закон об отходах производства и потребления содержит императивное требование, не допускающее расширительного толкования, в соответствии с которым деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от их класса опасности, не относится к предмету правового регулирования указанного Закона.
Кроме того, согласно части 1 статьи 20 Закона об отходах производства и потребления государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 (далее - Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым выделяются группы отходов с отнесением их конкретным классам опасности, вместе с тем медицинские отходы не включены в указанный классификатор. Таким образом, указанный вид отходов выведен из сферы правового регулирования Закона об отходах производства и потребления.
Отнесение отходов класса "Г" к токсикологически опасным отходам 1 - 4 классов опасности, не свидетельствует о необходимости лицензирования деятельности по обращению с медицинских отходами, указанного класса.
При этом, как указано в примечаниях к пункту 2.1 СанПиН отнесение класса "Г" к конкретному классу опасности устанавливается в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 (далее - СП).
Однако в соответствии с пунктом 1.3 СП правила не распространяются на медицинские отходы.
Совокупное толкование указанных положений санитарных правил и норм свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день порядка соотнесения отходов класса "Г" с конкретным классом опасности и необходимости лицензирования деятельности по обращению с отходами указанного класса.
С учетом изложенного, анализ действующего законодательства в сфере обращения с отходами позволяет сделать вывод, о том, что медицинские отходы не относятся к предмету правового регулирования Закона об отходах производства и потребления, а следовательно, деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от класса опасности, не подлежит лицензированию.
Таким образом, предоставление в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по размещению и по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности с учетом того, что объектом закупки являются услуги по обращению с медицинскими отходами класса "Г" и "Б", не требуется, в связи с чем действия заказчика противоречат пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление требования о необходимости наличия указанной лицензии может ограничить доступ к участию в аукционе хозяйствующих субъектов, которые вправе оказывать данные услуги без наличия лицензии, что противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил нормативного и документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о том, что медицинские отходы класса "Г" подлежат лицензированию.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Нестерова И.В. на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Никитин
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2016 г. N 114-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2016