Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2016 г. N 66,67-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
врио руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" на действия аукционной комиссии при проведении совместного аукциона на поставку "Электролитов, средств коррекции кислотного равновесия. Натрия хлорид" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (извещение N 0369200004115000491) в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - организатор совместных торгов), действующего на основании доверенности N8 от 28.01.2016,
- представителей ООО "Эском Краснодар", действующих на основании доверенностей от 29.01.2016 N 03/ЭК-16, N 04/ЭК-16,
- представителей ООО "Рифарм 74", действующих на основании доверенностей от 29.01.2016 N 03-Р74/16, N 04-Р74/16,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.01.2016 поступили жалобы ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" на действия аукционной комиссии при проведении совместного аукциона на поставку "Электролитов, средств коррекции кислотного равновесия. Натрия хлорид" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (извещение N 0369200004115000491) (далее - совместный аукцион).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" 28.12.2015 объявило о проведении совместного аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Заказчиками по совместному аукциону выступили Брединская муниципальная центральная районная больница, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Чебаркуль", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер N 4", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной онкологический диспансер N 2", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница г. Троицк", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница" рабочего поселка Локомотивный, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансер N 3", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с.Еткуль", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинский областной клинический кожно-венерологический диспансер", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение Тимирязевская участковая больница, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Городская больница N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Городская детская больница N3", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Горбольница N2" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Родильный дом N 1", Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение Пластская центральная городская больница, Муниципальное бюджетное медицинское учреждение "Амбулатория Троицкого муниципального района", Муниципальное бюджетное учреждение "Городская больница N 1 имени Г.К. Маврицкого", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Ашинская городская больница N 2", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 2", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская больница N5, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Ашинская центральная городская больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кропачевская городская больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кунашакская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 4", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N 8", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница", Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Аргаяшская центральная районная больница, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 11, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 6, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница N 8, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая поликлиника N 8, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская поликлиника N4, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Городская больница N 3 Копейского городского округа", Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение Травниковская участковая больница, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение Кыштымская центральная городская больница им. А.П. Силаева, Муниципальное учреждение "Карабашская городская больница", Муниципальное учреждение "Кизильская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения Верхнеуральская центральная районная больница, Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3 города Коркино", Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница г. Коркино", Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2" города Магнитогорска, Муниципальное учреждение здравоохранения "Октябрьская центральная районная больница", Муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница г. Коркино", Муниципальное учреждение здравоохранения "Южноуральская центральная городская больница", Муниципальное учреждение здравоохранения Варненская центральная районная больница, Муниципальное учреждение здравоохранения "Каслинская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 536 220 рублей 80 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 13.01.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракты не заключены.
Доводы жалоб заявителей заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" с порядковыми номерами заявок 5, 6 в допуске к участию в электронном аукционе.
По мнению заявителей, указанная в заявках информация о первичной упаковке предлагаемого к поставке товара полностью соответствует требованиям документации о закупке.
Более того, в государственном реестре лекарственных средств такие формы выпуска лекарственного препарата как бутылки стеклянные, флаконы стеклянные для крови и кровезаменителей не зарегистрированы. Лекарственных средств, реализуемых в стеклянных флаконах, не существует.
Как считают заявители, организатором совместного аукциона необоснованно установлено требование к первичной упаковке товара. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 09.06.2015 N АК/28644/15 к ограничению количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке). Согласно позиции ФАС России, выраженной в письме от 23.12.2015 N АК/74356/15, форма выпуска лекарственного препарата (упаковка) не связана с его лекарственной формой и не влияет на достижение необходимого лечебного эффекта.
Также в жалобе ООО "Эском Краснодар" указано на факт установления организатором совместного аукциона требования о предоставлении участниками в составе заявки сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с письмом N 14-4-23 от 21.01.2016 ОАО НПК "Эском" документы на оформление сертификата о происхождении товара для целей реализации требований Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 находятся на оформлении как и аналогичные документы иных производителей лекарственных средств. В связи с этим, представляется неправомерным допуск любого участника данного аукциона, ввиду невозможности предоставления указанного сертификата.
Представитель организатора совместного аукциона с доводами, изложенными в жалобах, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в совместном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе в допуске к участию в совместном аукционе участникам с порядковыми номерами заявок 2, 5, 6, 7.
ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" с порядковыми номерами заявок 5, 6 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Так, организациями в заявках указана следующая форма выпуска предлагаемого к поставке лекарственного препарата: "бутылки (1)", "флаконы (1)". Тогда как, участникам в рамках установленных в документации требований к форме выпуска необходимо прописывать конкретную первичную упаковку товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, на участие в аукционе подано семь заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2016 участникам с порядковыми номерами 2, 5, 6, 7 отказано в допуске к участию в аукционе.
ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" с порядковыми номерами заявок 5, 6 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. Согласно позиции 1 Приложения N 1 к Информационной карте документации об аукционе учреждениям требуется препарат с МНН "Натрия хлорид" с описанием "раствор для инфузий 0.9%, 200 мл бутылки стеклянные или флаконы стеклянные для крови и кровезаменителей N28 в количестве 9480 уп.". Участниками электронного аукциона в первой части заявки по пункту предложен лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид" с Торговым Наименованием "Натрия хлорид", с описанием "раствор для инфузий 0.9%, 200 мл - бутылки (1) в количестве 265400 уп. и 265440 уп.". Согласно разделу 18 Информационной карты документации об аукционе: "Участник должен указать конкретную первичную упаковку". Нарушены требования разделов 18, 19 Информационной карты документации об аукционе.
В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе содержится наименование и описание объекта закупки.
Так, лечебным учреждениям требуется лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием "Натрия хлорид" со следующими характеристиками.
п/п |
МНН (Состав) |
Описание полное |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0.9%, 200 мл бутылки стеклянные или флаконы стеклянные для крови и кровезаменителей N28 |
уп |
9·480 |
|
|
|
|
9·480 |
В соответствии с пунктом 17 информационной карты документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Указанное требование продублировано в пункте 18 информационной карты аукционной документации. Также в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что товар, предлагаемый участником электронного аукциона, должен соответствовать требованиям заказчика к международному непатентованному наименованию (МНН), лекарственной форме, дозировке, количеству единиц в упаковке, а также требованиям заказчика к остаточному сроку годности (в соответствии с приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе "Наименование и описание объекта закупки").
Участник должен указать конкретную первичную упаковку.
Участник закупки имеет право предложить иное количество единиц в упаковке, сделав перерасчет итогового количества единиц измерения согласно спецификации (без нарушения целостности упаковки товара), при этом, общее количество товара (таблеток, ампул, флаконов и т. п.) должно быть не менее требуемого Заказчиком.
В заявке ООО "Эском Краснодар" предложен товар со следующими характеристиками.
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственных препаратов либо при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования |
Торговое наименование |
Форма выпуска, дозировка, количество в потребительской упаковке |
Ед. изм. |
Кол-во |
Страна происхождения |
1 |
Натрия хлорид |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0.9%, 200 мл - бутылки (1) |
уп |
265400 |
Россия |
Заявка ООО "Рифарм 74" содержит следующие характеристики предлагаемого к поставке лекарственного препарата с МНН "Натрия хлорид".
N п/п |
МНН |
Торговое наименование |
Форма выпуска, дозировка, количество в потребительской упаковке |
Ед. изм. |
Кол-во |
Страна происхождения |
Срок годности на момент поставки, Месяц |
1 |
Натрия хлорид |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 0.9%, 200 мл - флаконы (1) |
уп |
265440 |
Россия |
14 |
В данном случае, отказ ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" в допуске к участию в закупке является необоснованным.
Так, исходя из информации, содержащейся в пунктах 17, 18 информационной карты, не следует, что предлагаемый участником товар должен соответствовать требованиям заказчика к форме выпуска. В заявке должно содержаться указание на первичную упаковку предлагаемого к поставке лекарственного препарата, которая, по смыслу пункта 18 информационной карты, может не соответствовать требованиям, указанным в техническом задании, но содержать сведения, предусмотренные в государственном реестре лекарственных средств.
В связи с чем, действия аукционной комиссии противоречат требованиям частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Челябинского УФАС России выявлены следующие нарушения в действиях заказчика
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, оказываемым услугам, выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из материалов дела, заказчикам требуется лекарственный препарат с МНН "Натрия хлорид".
В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе указаны характеристики закупаемого товара.
Исходя из сведений, содержащихся в приложении N 1, поставляемый участником товар должен быть упакован в стеклянные бутылки либо стеклянные флаконы для крови и кровезаменителей.
Как пояснено представителем организатора торгов, установление в документации данного требования обусловлено потребностью лечебных учреждений. Так, в соответствии с письмами Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Областной кожно-венерологический диспансер N 3 (исх. N 55 от 29.01.2015), Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Нязепетровская центральная районная больница", Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Кунашакская центральная районная больница, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Чебаркуль", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический кожно-венерологический диспансер", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной кожно-венерологический диспансерN 4", Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Детская городская клиническая больница N 8 при использовании натрий хлорида в стеклянных бутылках и стеклянных флаконах обеспечивается идеальная герметичность и легкость введения лекарственного препарата после прокола инъекционной иглой резиновой пробки, которая находится под металлическим колпачком. Тогда как, при использовании полиэтиленовых флаконов происходила тромбация (закупорка) отверстия иглы, что требовало использования дополнительных инъекционных игл. Более того, данная форма выпуска натрия хлорид позволяет осуществлять нагревание раствора для эффективного введения его пациентам.
По мнению представителей ООО "Рифарм 74" стеклянные бутылки действительно позволяют осуществлять нагревание раствора для эффективного введения его пациентам в отделениях онкологии.
Ввиду невозможности оценки на заседании Комиссии объективности в описании требований к товару всех заказчиков доводы заявителей о необоснованном установлении требований к форме выпуска лекарственных средств не нашли подтверждения.
Однако, как указывают представители ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74", в государственном реестре лекарственных средств такие формы выпуска лекарственного препарата как бутылки стеклянные, флаконы стеклянные для крови и кровезаменителей не зарегистрированы.
Представитель организатора торгов с указанными доводами не согласился и пояснил следующее.
Формирование технического задания осуществлялось с учетом инструкций по применению препарата натрия хлорид, в которых предусмотрена такая форма выпуска как бутылки стеклянные.
В обоснование своих доводов представителем организатора торгов на рассмотрение Комиссии представлены инструкции по медицинскому препарату натрия хлорид производства ОАО НПК "ЭСКОМ", ООО "ПФК "Алиум", ООО "АСБА".
В соответствии с пояснениями представителя ООО "Рифарм 74", данные документы являются устаревшими. В инструкции внесены изменения, в соответствии с которыми натрий хлорид производства ОАО НПК "ЭСКОМ", ООО "ПФК "Алиум", ООО "АСБА" выпускается в бутылках.
Доводы представителя Общества не могут быть приняты во внимание Комиссией антимонопольного органа ввиду следующего.
На лицо, участвующее в деле, возлагается обязанность доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Однако Комиссии не представлены инструкции с указанными изменениями. Доводы представителя ООО "Рифарм 74" не подтверждены.
По мнению представителя ООО "Рифарм 74", указывая в заявке информацию о предлагаемом к поставке препарате, в том числе сведения о его первичной упаковке, участник должен руководствоваться регистрационным удостоверением на товар, а не инструкциями, поскольку регистрационное удостоверение является единственным документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата и допускающим дальнейшее обращение препарата на территории Российской Федерации. В регистрационных удостоверениях на лекарственное средство "Натрия хлорид" отсутствует информация о такой форме выпуска как стеклянные бутылки, стеклянные флаконы для крови и кровезаменителей.
В обоснование своих доводов представителем Общества на рассмотрение Комиссии представлены копии регистрационных удостоверений на лекарственные препараты с торговым наименованием "Натрия хлорид" производства ОАО НПК "ЭСКОМ" (Р N001119/01 от 28.10.2011), ООО "МОСФАРМ" (ЛСР-005263/07 от 25.12.2007), ОАО "ДАЛЬХИМФАРМ" (ЛС-000247 от 27.01.2010), ООО "Гротекс" (ЛП-002485 от 03.06.2014). В данных документах в отношении первичной упаковки товара указано: "флакон", "бутылка".
Однако, исходя из содержания части 4 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств, пункта 16 Приказа Минздрава России от 22.10.2012 N 428н (ред. от 03.04.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2013 N 28972) обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате, является инструкция по применению препарата.
Как пояснено представителем организатора торгов, при указании формы выпуска препарата необходимо руководствоваться инструкцией.
Вместе с тем, данная информация не отражена в аукционной документации.
Исходя из содержания пункта 18 информационной карты аукционной документации, не представляется возможным определить каким именно документом должен руководствоваться участник при указании сведений о первичной упаковке лекарственного средства (инструкцией по применению препарата либо регистрационным удостоверением)., также требуется ли соответствие первичной упаковке требованиям документации об аукционе Указанное обстоятельство вводит участников закупки в заблуждение относительно требований к содержанию заявки и может привести к необоснованному допуску либо отказу в допуске к участию в аукционе.
Данный факт подтверждается результатами аукциона.
Так, на участие в аукционе подано семь заявок, четыре из которых признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
Участником с порядковым номером 6, являющимся в данном случае заявителем, в заявке указана форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением на предлагаемый к поставке товар: "флаконы".
Однако участнику отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия содержащихся в заявке сведений о предлагаемом товаре требованиям аукционной документации.
Таким образом, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях заказчика содержится нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как установлено материалами дела, заказчиками осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Натрия хлорид".
Информация об указанном препарате включена в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год.
Данный перечень разработан в целях применения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, указанный документ определяет условия допуска товара при наличии одновременно двух условий, а именно на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Исходя из содержания пункта 17 аукционной документации, данный сертификат является обязательным для участников и его непредставление приведет к отклонению заявки на участие в аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в аукционе подано семь заявок. Участниками в заявках к поставке предложены товары российского происхождения. Однако не представлены сертификаты о происхождении товара, в силу того, что документы производителей лекарственных средств на получение указанного сертификата для целей реализации требований Постановления Правительства РФ N 1289 от 30.11.2015 находятся на оформлении.
Вместе с тем, несмотря на требования пункта 17 документации аукционной комиссией в нарушение частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявки участников по данному основанию не отклонялись.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России, приходит к выводу о том, что заказчиком не учтены условия, при которых осуществляется применение Постановления Правительства РФ. Антимонопольным органом в действиях заказчика усматривается нарушение требований пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Эском Краснодар", ООО "Рифарм 74" на действия аукционной комиссии при проведении совместного аукциона на поставку "Электролитов, средств коррекции кислотного равновесия. Натрия хлорид" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2016 года (извещение N 0369200004115000491) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1, 3, 4 статьи 67, частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях организатора торгов нарушение требований пункта 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать организатору торгов, заказчикам, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии В.А. Ливончик
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 февраля 2016 г. N 66,67-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2016