Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 февраля 2016 г. N 17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
"__"., руководитель управления; |
Члены комиссии: |
"__" ., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "__"., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "__"., главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий, |
при участии со стороны:
1.уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган):
-"__" , по доверенности от 26.11.2015 г. N 2,
2. органа уполномоченного на формирование заявки- Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" (далее -ГКУ РХ "Центр закупок"):
-"__" , по доверенности от 11.01.2016 года N 2,
3. государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический родильный дом" (далее -ГБУЗ "Республиканский клинический родильный дом"):
-"__" , по доверенности от 04.01.2016 года б/н,
4. заявителя - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" (далее -ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия"):
- "__", по доверенности от 04.02.2016 года б/н,
-"__" , по доверенности от 04.02.2016 года б/н,
рассмотрев жалобу N 17/КС Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" на действия уполномоченного органа - Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический родильный дом" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (закупка N 0380200000115006123), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.01.2016 г. входящий N 360 поступила жалоба ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (закупка N 0380200000115006123).
В своей жалобе заявитель указывает, что комиссия при рассмотрении вторых частей заявок участников, неправомерно приняла решение о соответствии второй части заявки участника, и признала победителем аукциона ООО "Аналитик".
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заявителя, пояснили.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В разделе 18 документации об Аукционе Заказчик установил единые требования к участникам закупки, в том числе: наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
На основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вследствие чего заказчик отстраняет участника от участия в закупке или отказывается от заключения контракта с ним при выявлении недостоверной информации в документах заявки, в том числе подтверждающих соответствие участника установленным требованиям.
Таким образом, аукционная комиссия, в случае если ей в ходе проверки вторых частей заявок стало известно о том, что на дату рассмотрения заявки участник не соответствует требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обязана признать такую заявку не соответствующей требованиям документации об аукционе и отстранить организацию от участия в аукционе.
19.01.2016 года Комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на оказание услуг по проведению производственного контроля на соответствие требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии вторых частей заявок участников закупки требованиям, установленным документацией об аукционе.
Все участники закупки соответствовали требованиям. С вышеуказанным решением комиссии заявитель не согласен, считает его вынесенным незаконно в нарушение нормы (пункта 1, части статьи 31) , комиссия при рассмотрении вторых частей заявок неправомерно приняла решение о соответствии второй части заявки участника закупки, и признала победителем аукциона ООО "Аналитик".
Также представители заявителя указали, что аукционная документация не соответствует законодательству.
Согласно статье 32 Федерального закона N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), производственный контроль осуществляется в порядке, установленными техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
Право на проведение вышеуказанных мероприятий в соответствии со статьей 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют лица, которые аккредитованы в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее-Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации).
В соответствии со статьей 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно- эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться юридическими лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Указом Президента Российской Федерации от 24.01.2011 года N 86 "О единой национальной системе аккредитации" установлены принципы, на которых должна базироваться система аккредитации: осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом по аккредитации; компетентность и независимость этого органа; добровольность; открытость и доступность правил аккредитации; недопустимость совмещения единым национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия; единство правил аккредитации и обеспечение равных условий липам, претендующим на получение аккредитации.
Поскольку результатом исследования данных показателей будет являться оценка соответствия (несоответствие) лицо оказывающее услугу обязано быть аккредитовано в соответствии с ФЗ- 412 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Согласно статье 1 ФЗ 412 ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" сфера действия закона по аккредитации участниками национальной системы аккредитации установлена к определенному кругу лиц:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
Статья 4. Устанавливает единые понятия для используемые в законе:
1)аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
2)аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
8)критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
9)область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;
Требования, которым должны удовлетворять различные виды аккредитуемых организаций, изложены в Приказе Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие: заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации".
Пунктом 2 установлены критерии аккредитации, которые устанавливают совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия а именно: органов по сертификации (продукции, услуг, систем менеджмента, персонала); испытательных лабораторий (центров) (далее - лаборатории).
Согласно Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее-Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии.
В силу статьи 12 Закона о лицензировании деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19) подлежат лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно- модифицированных организмов III - IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (далее-Положение), данное Положение регламентирует порядок лицензирования, перечень работ и услуг, относящихся к лицензируемой деятельности, а также лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании Лицензируемая деятельность включает работы и услуги по перечню согласно приложению.
Пункт 4 Приложения к перечню выполняемых работ относит экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы:, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности.
Заказчиком установлен перечень работ (проведение исследований) которые непосредственно связаны с использованием возбудителей микроорганизмов относящихся к 3, 4 группе потенциальной опасности. Данные работы относятся к лицензируемому виду деятельности.
На основании вышеизложенного, для определения на соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам осуществляющим услуги работы (которые установлены в техническом задании Заказчиком) у организации должно быть разрешение на работу с микроорганизмами 3,4 группы патогенности и подтверждение их компетентности для осуществления деятельности в определенной области аккредитации.
На основании вышеизложенного заявитель просит:
Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившееся в принятии незаконного решения о соответствии заявки ООО "Аналитик" на участие в электронном аукционе требованиям, о соответствии частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа, пояснил что, считает доводы заявителя несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участника закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 18 Информационной карты указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, или копии этих документов, а именно: Лицензия на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно, протокола рассмотрения вторых частей заявок от 18.01.2016 г. N 2, аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и принята решение, признать заявки участников N 1,2 соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Кроме того, заявки участников содержали лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, а также аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров).
Представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель государственного заказчика устно поддержал доводы уполномоченного органа.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Центра закупок устно поддержал доводы уполномоченного органа а также, пояснил следующее.
Согласно подпункту "б" части 4 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N317, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности являются, в том числе, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании здания, помещения, оборудование и материально-техническое оснащение, необходимое для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающие требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения статьей 42 установлено, что проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, исследований, испытаний и иных видов оценок осуществляют организации, аккредитованные в установленном порядке.
По мнению представителя центра закупок, наличие лицензии у участника закупки, подтверждает его соответствие требованиям действующего законодательства РФ и не требует установления дополнительных требований в части наличия аккредитации, поскольку аккредитация необходима для получения лицензии.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 17/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579 "Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок", заказчиками (далее - Порядок).
Согласно пунктов 2.1.1 и 2.1.3 Порядка, заказчик:
2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.
2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный Заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.
Согласно пунктов 2.2.2 и 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:
2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).
2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок), за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, установлению требований к участникам закупки о соответствии лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определению условий проекта контракта и подписанию контракта.
Согласно пунктов 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:
2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе.
2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.
2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.
Заказчиком электронного аукциона является ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом".
Заявка N 35979 на размещение закупки на оказание услуг по проведения производственного контроля подписана главным врачом ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом" "__".
Документация об аукционе N 0380200000115006123 утверждена Министром"__" .
Типовым соглашением N 42/Н от 01.12.2105 года "О взаимодействии Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" с заказчиками", определен порядок взаимодействия Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Межведомственный центр организации закупок" и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканский клинический родильный дом".
Согласно пункта 2.2.соглашения заказчик осуществляет следующие функции:
2.2.2.На основании информации, содержащейся в плане-графике, осуществляет формирование и утверждение заявки, в том числе, входящих в нее сведений и документов и последующее направление в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия для размещения закупки в единой информационной системе в сфере закупок, в установленном порядке.
Согласно пункта 3.3.соглашения Межведомственный центр осуществляет следующие функции:
3.3. осуществляет согласование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к участникам закупки, проекта государственного контракта.
3.4.По завершению обработки заявки (потребности) Межведомственный центр согласовывает ее заказчику и направляет подготовленные документы заказчику.
Согласно пункта 4.1.соглашения, заказчик направляет в Министерство заявку на размещение закупки по форме утвержденной приказом Министерства.
4.2.Межведомственный центр получает заявку от Министерства в течении 10 рабочих дней проверяет на соответствие планам-графикам, требованиях законодательства о контрактной системе в сфере закупок и утверждает документы и информацию входящие в состав заявки.
Начальная (максимальная) цена контракта 1 685 608 рублей 18 копеек.
22.12.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (закупка N 0380200000115006123).
В пункте 18 Информационной карты указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, или копии этих документов, а именно: Лицензия на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 19.01.2016 года, комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе), и приняла решение:
- признать заявки участников с порядковыми номерами заявок 1, 2 соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Комиссия антимонопольного органа проанализировала вторую часть заявки участника ООО "Аналитик" и установила, что заявка содержат Лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Таким образом, основания для отклонения заявки ООО "Аналитик" у комиссии не было, так как она соответствовала требованиям документации.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы не подтвердились, что дает основание признать жалобу необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 17/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указ
анной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки N 0380200000115006123 выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 7 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в рамках проведения производственного контроля заказчику необходимо оказание следующих услуг:
1 |
Физические замеры: |
1.1 |
-определение температуры и влажности |
1.2 |
-скорость движения воздуха |
1.3 |
Искусственная освещенность |
1.4 |
Санитарно-гигиеническая экспертиза инструментальных замеров физических факторов крупного объекта |
1.5 |
Исследование атмосферного воздуха рабочей зоны закрытых помещений на содержание едких щелочей |
1.6 |
Исследование атмосферного воздуха рабочей зоны закрытых помещений на содержание уксусной кислоты |
1.7 |
Исследование атмосферного воздуха рабочей зоны закрытых помещений на содержание аммиака |
1.8 |
Исследование атмосферного воздуха рабочей зоны закрытых помещений на содержание спирта |
1.9 |
Исследование атмосферного воздуха рабочей зоны закрытых помещений на содержание свинца (смывы) |
1.10 |
Определение ОМЧ (общего микробного числа) в воздухе закрытых помещений, аспирационным методом. |
1.11 |
Определение патогенного стафилококка (St. aureus) в воздухе закрытых помещений, аспирационным методом. |
2 |
Исследование микробной обсемененности |
2.1 |
- смывы на условно-патогенную микрофлору |
2.2 |
- смывы на БГКП (с использованием среды КОДА) |
2.3 |
Смывы с объектов внешней среды на яйцеглист |
2.4 |
Биологический контроль работы автоклавов, сухожаровых шкафов, (бактесты) |
2.5 |
Биологический контроль работы дезкамеры (бактесты) |
2.6 |
Исследования перевязочного материала на стерильность |
2.7 |
Определение стерильных аптечных форм |
3 |
Микробиологические исследования готовой продукции: |
3.1 |
Определение КМАФАнМ в готовых кулинарных изделиях, в том числе продуктах общественного питания |
3.2 |
Определение протея (Proteus) в готовых кулинарных изделиях, в том числе продуктах общественного питания |
3.3 |
Определение патогенных микроорганизмов в. т.ч. сальмонелл в готовых кулинарных изделиях, в том числе продуктах общественного питания |
3.4 |
Определение патогенного стафилококка (St. aureus) в готовых кулинарных изделиях, в том числе продуктах общественного питания |
3.5 |
Определение БГКП (колиформные бактерии) |
3.6 |
Смывы с овощей, фруктов, ягод на яйца гельминтов (овощи) |
3.7 |
Исследование питьевой воды мембранным методом |
Согласно статьи 12 Закона о лицензировании, деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С" (пункт 46) подлежат лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах" установлен регламент по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах и установлен перечень выполняемых работ (оказываемых услуг), в который входят:
1. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение микроорганизмов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность I - IV групп патогенности.
2. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение ядов биологического происхождения (в том числе бактериальных токсинов), их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность II - IV групп патогенности.
3. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение простейших, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности.
4. Экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности.
5. Диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов III - IV групп патогенности.
6. Генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для создания генно-инженерно-модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов).
7. Генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку.
8. Работы по лабораторным, клиническим, опытно-промышленным испытаниям генно-инженерно-модифицированных организмов.
9. Утилизация отходов генно-инженерной деятельности.
Таким образом, для проведения исследований с использованием возбудителей микроорганизмов относящихся к III и IV степеней потенциальной опасности, необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В пункте 18 информационной карты аукционной документации, для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг являющихся объектом закупки, установлено представление:
-лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими "регламентами" или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункта 2.4. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 утвержденных Постановлением от 13.07.2001 г. N 18 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: Производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Законом об аккредитации в национальной системе аккредитации, закреплены единые принципы и правила аккредитации на территории России.
Согласно статье 1 Закона об аккредитации в национальной системе аккредитации, сфера действия закона по аккредитации участниками национальной системы аккредитации установлена к определенному кругу лиц, в том числе:
1)юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия.
Статья 4. Устанавливает единые понятия для используемые в законе:
1)аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
2)аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
8)критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
9)область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или ин-дивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;
В Приказе Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие: заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации",пунктом 2 установлены критерии аккредитации, которые устанавливают совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия в том числе, испытательных лабораторий (центров).
Таким образом, аккредитация в национальной системе аккредитации -
подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Поскольку результатом исследования показателей будет являться оценка соответствия (несоответствие) лицо оказывающее услугу обязано быть аккредитована в соответствии с Законом об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Проектом контракта не установлена возможность оказания услуг с привлечением третьих лиц.
Комиссия Хакасского УФАС приходит к выводу, что для оказания услуг указанных в техническом задании необходимы:
- лицензия на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
-аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации лабораторий осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшего жалобу на соответствующие действия (бездействия) заказчика.
По рассматриваемой закупке, ранее 14.01.2016 года было выдано Решение по жалобе 04/КС. При рассмотрении жалобы 04/КС заявитель не смог доказать свои доводы (относительно необходимости представления аттестата аккредитации испытательной лаборатории).
В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Выявленные нарушения повлияли на результат определения поставщика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 31, части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.34, 3.31 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу N 17/КС на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению производственного контроля (закупка N 0380200000115006123) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика- ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом", ГКУ РХ "Межведомственный центр организации закупок" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Государственному заказчику - ГБУЗ РХ "Республиканский клинический родильный дом ", уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, ГКУ РХ "Межведомственный центр организации закупок" выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
"__" "__" |
Члены комиссии: |
"__" "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 4 февраля 2016 г. N 17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2016