Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 февраля 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 05.02.2016 г. г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 10.02.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Гапаева Л.А. по доверенности 02.11.2015;
от Уполномоченного органа - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" (далее - Заявитель) от 29.01.2016 г. N131-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский клинический перинатальный центр", Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116000064) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский клинический перинатальный центр" при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании в аукционной документации в позиции 5,6 являются универсальными производятся только ООО "Эргопродакшн". Таким образом единственным возможным поставщиком данного товара является ООО "Эргопродакшн". Кроме того, ООО "Эргопродакшн" и ООО "Танартис" являются производственными подразделениями ООО "БиоВитрум", то есть данные компании являются единым целым, что является ограничением конкуренции.
2. Позиция под номером 3относится к Первичным мышиным противочеловеческим антителам к p16INK4a, и используется при иммуногистохимическом исследовании, при том все остальные позиции технического задания - используются при гистологическом исследовании.
В данном случае объединены в один лот два разных вида исследований: гистологическое и иммуногистохимеческое, поскольку иммуногистохимическое исследование имеет отличную от гистологического исследования методику и проводится с использованием биологических субстанций, тогда как гистологическое исследование является стандартным и для его проведения не требуется использование биологических субстанций. По сути это два разных вида исследований, не связанных между собой технологически.
Методика проведения данных видов исследований имеет существенные различия и использует разные реагенты, в том числе для иммуногистохимического вида исследований характерно использование антител, которые производятся ограниченным кругом лиц. Таким образом, ни один из добросовестных профессиональных поставщиков (производителей и дистрибьютеров) не может произвести поставку такого круга реагентов для различных видов исследований.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116000064) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок "20" января 2016 года.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к товарам, связанные с определением соответствия поставляемого товара, его потребностям, указывая требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам товара и иные показатели.
Руководствуясь указанными нормами закона, заказчиком в аукционной документации были установлены требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, с учетом специфики его деятельности, что обеспечит эффективное использование бюджетных средств.
О наличии функционального рынка и о наличии конкуренции свидетельствуют представленные Заказчику несколько коммерческих предложений, что подтверждает возможность заинтересованных лиц предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика, более того, факт добросовестного формирования заказчиком закупки подтверждают поданные заявки на участие в аукционе в количестве 3. Как видно из первых частей заявок, характеристики, указанные заказчиком, достоверны, объективны и никаким образом не ограничивают круг участников аукциона. Кроме того, поданные заявки свидетельствуют о наличии на данном рынке товаров хозяйствующих субъектов, имеющих возможность осуществить к поставке необходимый в работе Заказчика товар, полностью соответствующий характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Между тем, каких-либо документов, подтверждающих обоснованность своей жалобы по данному доводу Заявителем не представлено.
Доказательств того, что поставка необходимых реактивов для патологоанатомического отделения может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, а также того, что требования, включенные в документацию об аукционе на поставку реактивов для патологоанатомического отделения, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, или включены специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту, заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе не установлено.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116000064) объединены в один лот два разных вида исследований: гистологическое и иммуногистохимеческое, поскольку иммуногистохимическое исследование имеет отличную от гистологического исследования методику и проводится с использованием биологических субстанций, тогда как гистологическое исследование является стандартным и для его проведения не требуется использование биологических субстанций. По сути это два разных вида исследований, не связанных между собой технологически.
Методика проведения данных видов исследований имеет существенные различия и использует разные реагенты, в том числе для иммуногистохимического вида исследований характерно использование антител, которые производятся ограниченным кругом лиц. Таким образом, ни один из добросовестных профессиональных поставщиков (производителей и дистрибьютеров) не может произвести поставку такого круга реагентов для различных видов исследований.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснила, что данные методики являются последовательными или параллельными звеньями единого диагностического процесса - от приготовления из полученного от пациента биопсийного или операционного материала гистологического препарата (стекло с нанесенным на него тканевым срезом) с обзорным окрашиванием гематоксилином-эозином (первичная диагностика патологического процесса) до оформления патоморфологического диагноза. То есть начальным этапом патоморфологической диагностики всегда является исследование гистологического стеклопрепарата с окрашенным гематоксилином-эозином тканевым срезом. Далее, для формулировки обоснованного патоморфологического диагноза, стеклопрепараты с тканевыми срезами подвергаются специальному гистохимическому или иммуногистохимическому исследованию в одной лаборатории в рамках единого диагностического процесса. Методику обработки материала в процессе патогистологического исследования определяет врач-патологоанатом с учетом максимальной достоверности диагностики ("Патологическая анатомия" Национальное Руководство. "ГЭОАР-Медиа", 2011г.,с.26).
Вышеперечисленные методики не являются новыми и уникальными: методика приготовления пикрофуксина по Ван-Гизону была предложена в 1889 году, вариант методики окрашивания альциановым синим предложен Меркуловым Г.А. в 1969 году, антитело к р16 стало применяться для диагностики рака шейки матки в конце ХХ века.
Для приготовления и стабилизации растворов вышеуказанных красителей требуется использование множества ингредиентов (для окрашивания по методу Ван-Гизона - раствор пикриновой кислоты, раствор кислого фуксина, солянокислый спирт, ледяная уксусная кислота - для стабилизации; для выявления мукополисахаридов (слизи) - альциановый синий, ледяная уксусная кислота), наличие специального оборудования, лабораторной посуды, специальных условий хранения (вентилируемые помещения, сейфы и т.п.). Самостоятельное приготовление данных красителей - трудоемкий и длительный процесс, а полученные красители имеют крайне малый срок годности (2-4 недели).
Поэтому использование готовых наборов для гистохимического и иммуногистохимического исследований наиболее целесообразно как с лечебно-диагностической (высокое качество, соблюдение сроков и максимально возможная стандартизация диагностики и контроля лечения) и экономической позиций. Бесперебойное и своевременное обеспечение патологоанатомического отделения реагентами предотвращает простои в работе персонала и оборудования, позволяет сохранить высокое качество патоморфологической диагностики и избавляет пациенток от необходимости поиска других, в том числе иногородних, патоморфологических лабораторий для получения достоверного диагноза.
Наборы для любого вида специального окрашивания наиболее удобны в применении, т.к. имеют четкие апробированные протоколы, не требующие подбора в каждом случае, стандартизированный состав и комплект реагентов, помещенных в удобную, очищенную в заводских условиях тару. Закупаемые товары используются в единой технологической и функционально взаимосвязанной цепочке проведения иммуногистохимического исследования и постановки диагноза.
На основании вышеизложенное, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заказчиком обосновано, включены в один лот две методики: гистологическое и иммуногистохимеческое, поскольку данные методики являются последовательными или параллельными звеньями единого диагностического процесса, позволяющие сохранить высокое качество патоморфологической диагностики и избавляет пациенток от необходимости поиска других, в том числе иногородних, патоморфологических лабораторий для получения достоверного диагноза
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе не установлено.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" от 29.01.2016 г. N131-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Сургутский клинический перинатальный центр", Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга", при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка реактивов для патологоанатомического отделения (извещение N 0387200009116000064) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 февраля 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2016