Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 февраля 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 05.02.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 10.02.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) от 29.01.2016 г. N132-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района", Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района, при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является завершение работ по строительству объекта "Полигон твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316000002) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В аукционной документации отсутствует информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
2. Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 6.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (923 815,1 рублей), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
3. Согласно части 13 статьи 34 федерального закона 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Необходимо отметить, что указанная норма 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу.
В аукционной документации заказчика условие предусмотренное частью 13 статьи 34 не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
4. В Техническом задании содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности, а именно: "Настоящим техническим заданием предусмотрены работы по установке в здании проходной терминального абонентского радиоблока "МиниКом DT-20".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является завершение работ по строительству объекта "Полигон твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316000002) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 15.01.2016.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В нарушении вышеуказанного требования, в пункте 4 "Информация о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта" раздела 1 аукционной документации указан Приказ N16 от 28.03.2014 "О создании контрактной службы заказчика, утверждении состава и утверждении положения (регламента) о контрактной службе", однако информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта в аукционной документации отсутствует.
Таким образом, в нарушении пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
2. В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению и аукционной документации о проведении электронного аукциона на завершение работ по строительству объекта "Полигон твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316000002) НМЦК составляет 9 238 151,00 руб., обеспечение исполнения контракта установлено в размере 923 815,1 руб., что составляет 10 % от НМЦК.
Подпунктом б) пункта 36 документации об аукционе установлены антидемпинговые меры, а именно: "Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в подпункте "а", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с подпунктом "в"", что в свою очередь соответствует требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе.
Установление обеспечения исполнения контракта с учетом порога снижения в ходе проведения электронного аукциона, противоречит требованиям части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управление пришла к выводу о том, что требование части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком исполнено, нарушений статьи 37 и 95 Закона о контрактной системе не установлено.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В частности, по итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (далее также - НМЦК) (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
К вышеупомянутым случаям постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N19 отнесено заключение контрактов на оказание услуг по оценке имущества, агентских услуг, услуг по обязательному страхованию.
Соответственно, во всех иных случаях цена контракта устанавливается в определенной сумме и является твердой.
При этом следует учитывать, что исходя из норм Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 2 Закона), прежде всего статьи 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается.
В силу статьи 2 НК РФ, п.п.1, 3 статьи 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, и напротив, гражданские правоотношения не регулируются налоговым законодательством.
Также, Закон о контрактной системе предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, - при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (статья 226 НК РФ).
Отсюда, следует вывод, что ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную победителем аукциона, которая должна указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет.
Поскольку правила статей 34, 42 Закона о контрактной системе, устанавливающие требования к цене контракта, распространяются на все способы закупки, сказанное имеет отношение и к осуществлению закупок другими способами. Указание в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке двух вариантов начальной (максимальной) цены контракта (с учетом и без учета НДС) и проведение торгов отдельно в отношении составных частей структуры цены с уменьшением НМЦК на сумму НДС Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Необходимо отметить, что часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает возможность в ряде случае уменьшить цену контракта, в том числе допускает снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Такая возможность изменения условий контракта может быть реализована, если она предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.
Однако названная норма содержит оговорку - изменение существенных условий контракта и условия о его цене, во всех случаях производится по соглашению сторон.
Следовательно, заказчик не вправе в одностороннем порядке, без согласования с победителем конкурентной процедуры (участником закупки, с которым заключается контракт), применять коэффициент перерасчета сметной стоимости работ с уменьшением цены контракта, определенной по результатам применения соответствующего способа закупки, на сумму НДС в связи с тем обстоятельством, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не является плательщиком этого налога. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в этой ситуации не производится, товары (работы, услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Таким образом, контракт по итогам состоявшегося электронного аукциона, равно как по итогам применения любого другого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), должен быть заключен по цене, определенной предложением победителя такого аукциона (участника закупки, с которым заключается контракт), независимо от применяемой им системы налогообложения.
Если участник закупки не является плательщиком НДС, цена товаров (работ, услуг) в заключенном с ним контракте указывается без учета НДС. Оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг должна осуществляться именно по этой цене и не может уменьшаться на сумму НДС, если иное не предусмотрено соглашением с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об уменьшении цены контракта, причем такая возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом (либо контрактом в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)).
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что в соответствии с пунктом 21 раздела 1 аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
Свидетельства о допуске к видам работ, выданного саморегулируемой организацией (далее - свидетельство), на основании Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
С учетом того, что свидетельство в области строительства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, может быть выдано только юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, не включение в контракт обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не влечет нарушений прав физических лиц, поскольку исходя из условий аукционной документации физические лица не могут принять участие в данной закупке.
На основании вышеизложенного нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 3 технического задания раздел III аукционной документации предусмотрены работы по установке в здании проходной терминального абонентского радиоблока "МиниКом DT-20".
Согласно письменным возражениям Уполномоченного органа в техническом задании указан конкретный товарный знак - терминальный абонентский блок "МиниКом DT-20", в связи с тем, что его необходимо подключить к существующей станции, то есть необходимо обеспечить взаимодействие данного товара с товаром уже используемым Заказчиком.
Вышеуказанное обстоятельство подтверждается справкой N2-4 от 05.02.2016, согласно которой ОАО "Северсвязь" предоставляет услуги телефонной связи в с. Покур Нижневартовского района посредством оборудования МиниКом DECT, а также письмом ООО Проектно-строительного предприятия "РИТОН-Н" (Исх. N28 от 05.02.2016), согласно которому на объекте Полигон ТБО в с. Покур Нижневартовского района терминальный радиоблок системы абонентского радиодоступа "Миником - DECT" типа DT-20 совместим с комплексом оборудования цифровой телекоммуникационной системы "Миником DХ-500". Иные телекоммуникационной системы с комплексом "Миником DХ-500" не совместимы.
На основании вышеизложенного, Заказчиком в техническом задании указано требование по установке в здании проходной терминального абонентского радиоблока "МиниКом DT-20", поскольку присутствует необходимость обеспечения взаимодействие данного товара с товаром уже используемым Заказчиком.
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика Комиссией Управления не установлено.
Кроме того Комиссия Управления отмечает что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.02.2016 N0187300010316000002-1 электронный аукцион, предметом которого является завершение работ по строительству объекта "Полигон твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316000002) признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участия в данном аукционе не подано ни одной заявки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) от 29.01.2016 г. N132-ж на действия Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района", Уполномоченного органа - Администрация Нижневартовского района, при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является завершение работ по строительству объекта "Полигон твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района" (извещение N 0187300010316000002) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "УКС по застройке Нижневартовского района" нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части неуказания в аукционной документации информации о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в виду отсутствия заявок и признания электронного аукциона несостоявшимся.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) и электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер".
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 февраля 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2016