Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 февраля 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 15.02.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.02.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности Nисх-3580-15/Общ от 26.10.2015; Сеничкин В.А. по доверенности Nисх-3170-15/Общ от 28.09.2015;
от Уполномоченного органа - Пойлова Е.А. по доверенности от 01.01.2016
рассмотрев жалобу ООО "МК Стройсервис" от 09.02.2016 г. N220-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больница" (Покачевская городская больница, (Блок А), расположенного по адресу: г. Покачи, ул. Мира, дом 18 (извещение N0187200001715001853) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больница" (Покачевская городская больница, (Блок А), расположенного по адресу: г. Покачи, ул. Мира, дом 18 (извещение N0187200001715001853) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 15.12.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.02.2016 N0187200001715001853-1 заявка ООО "МК Стройсервис" была отклонена аукционной комиссией по следующим основаниям:
"1) отсутствует наименование страны производителя используемого товара (Гвозди строительные) п.11 сметы;
2) предложенные показатели товара не соответствуют требуемым значениям:
- п. 9 сметы требовалась ширина листа минимальное значение от 500 максимальное значение до 600 мм, участник предлагает ширина листа 550 мм;
- п. 10 сметы требовалась Пакля пропитанная качество выше 4 номера, участник предлагает пакля пропитанная качество 3 номера;
- п. 11 сметы требовались бруски обрезные хвойных пород с толщина минимальная не менее 40 максимальная не более 75 мм, участник предлагает 50 мм;
(пункт 1, 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ).".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 и 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе:
а) согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены пунктом 23 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
При анализе первой части заявки ООО "МК Стройсервис" Комиссией Управления установлено, что Заявителем указано следующее:
"Страна происхождения товара, предлагаемого к поставке: Российская Федерация.
В случае отсутствия указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы - товар не имеет таковых. Конкретные показатели товаров, предлагаемых к поставке, приведены на основании и в соответствии с нормативно-технической документацией производителей соответствующих товаров и результатами испытаний, проведенных участником размещения заказа".
Таким образом, утверждение аукционной комиссии о несоответствии требованиям документации об аукционе при отсутствии наименования страны производителя товара (Гвозди строительные) пункт 11 сметы является неправомерным.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика и Уполномоченного органа подтвердили, что страна происхождения товара в первой части заявки указана Заявителем в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Следовательно, аукционная комиссия необоснованно признала заявку ООО "МК Стройсервис" не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе по основанию: "отсутствует наименование страны производителя используемого товара (Гвозди строительные) п.11 сметы".
Пунктом 9 локального сметного расчета 02-01-01 Заказчику требуется: "Лист гладкий с покрытием полиэстер _ ширина листа минимальное значение от 500 максимальное значение до 600 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки (пункт 24 аукционной документации) в случае применение заказчиком в техническом задании слов: "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении; "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его.
В то же время инструкция по заполнению первой части заявки не содержит толкования слов "минимальное значение" и "максимальное значение".
На основании вышеизложенного, Заявителем в полном соответствии с аукционной документацией и инструкцией по заполнению заявки был предложен товар с конкретными характеристиками: "Лист гладкий с покрытием полиэстер _ ширина листа 550 мм".
Пунктом 11 локального сметного расчета 02-01-01 требовались "Бруски обрезные хвойных пород _ толщиной от 40 мм до 75 мм, выше 2 сорта. толщина минимальная не менее 40 максимальная не более 75 мм".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки (пункт 24 аукционной документации) в случае применение заказчиком в техническом задании слов:"до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении; "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его; "выше" - участником предоставляется значение превышающее указанное; "не менее" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное; "не более" - участником предоставляется значение равное или менее указанного; "не менее и не более", "не менее, не более", "не менее не более", "не менее; не более", "не менее/не более" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы.
В то же время инструкция по заполнению первой части заявки не содержит толкования слов "толщина минимальная" и "максимальная".
Таким образом, при использовании предлогов "от", "до", а также слов "не менее", "не более", "не менее не более" участник должен предложить одно конкретное значение.
На основании вышеизложенного, Заявителем в полном соответствии с аукционной документацией и инструкцией по заполнению заявки был предложен товар с конкретными характеристиками: "Бруски обрезные хвойных пород _ толщиной 50 мм, 1 сорта. толщина 50 мм".
Следовательно, аукционная комиссия необоснованно признала заявку заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе по пунктам 9 и 11 ЛСР 02-01-01 по следующим основаниям: "п. 9 сметы требовалась ширина листа минимальное значение от 500 максимальное значение до 600 мм, участник предлагает ширина листа 550 мм; п. 11 сметы требовались бруски обрезные хвойных пород с толщина минимальная не менее 40 максимальная не более 75 мм, участник предлагает 50 мм".
Между тем, Комиссия Управления отмечает, что по пункту 10 локального сметного расчета 02-01-01 требовалось: "Пакля пропитанная качество выше 4 номера. Кипы по 60 кг".
Заявителем предложено "Пакля пропитанная качество 3 номера".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки (пункт 24 аукционной документации) в случае применение заказчиком в техническом задании слов: "более", "выше", "свыше" - участником предоставляется значение превышающее указанное.
Таким образом, при оценке членами аукционной комиссии применены положения инструкции по заполнению первой части заявки, предусматривающие представление участником значение превышающее указанное значение (например 5, 6, 7 и т. д.).
На основании вышеизложенного нарушения Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии по отклонению заявки Заявителя по пункту 10 ЛСР 02-01-01 не установлены, так как предложенный показатель товара не соответствует требуемым значениям (п. 10 сметы требовалась Пакля пропитанная качество выше 4 номера, участник предлагает пакля пропитанная качество 3 номера).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заявка Заявителя отклонена обоснованно по одному основанию из четырех, указанных в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.02.2016 N0187200001715001853-1.
Также Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся, так как в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.02.2016 N0187200001715001853-1 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные аукционной комиссией Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не повлияли на результаты аукциона в электронной форме, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "МК Стройсервис" от 09.02.2016 г. N220-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Заказчика - БУ ХМАО - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", при проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больница" (Покачевская городская больница, (Блок А), расположенного по адресу: г. Покачи, ул. Мира, дом 18 (извещение N0187200001715001853) частично обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 февраля 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2016