Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 марта 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 15.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - Шевелев И.А. по доверенности от 14.03.2016;
от Заказчика - Ефремушкина Т.А. по доверенности N1 от 14.03.2016;
от Уполномоченного органа - Колесник Т.Ф. по доверенности N57 от 15.03.2016, Кондрашенко Т.В. по доверенности N27 от 12.01.2016, Котельников А.Е., правомочия не оформлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Скайнет" от 04.03.2016 N374-ж на действия Заказчика - МКУ "ЕДДС" города Нефтеюганска при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию действующей системы видеонаблюдения, установленной на территории города Нефтеюганска (извещение N0187300012816000013) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в следующем.
1. Заказчик объединил в одну процедуру закупки не связанные друг с другом виды услуг, а именно обслуживание системы видеонаблюдения (ОКПД 32.30.92 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту профессиональной аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения"), выполнение которых не требует специальных лицензий и предоставление услуг передачи данных (ОКПД 64.20.16 "Предоставление соединений по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации", "Услуги прочие связи в сети передачи данных"), которые подлежат обязательному лицензированию.
2. Требованиям аукционной документации в полной мере соответствует только один исполнитель.
3. В расчёте начальной минимальной цены контракта, являющимся частью аукционной документации, требующие лицензирования услуги связи отсутствуют, что вкупе с отсутствием информации о требуемых объёмах услуг предоставления каналов связи делает невозможным расчёт стоимости этой части закупки.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию действующей системы видеонаблюдения, установленной на территории города Нефтеюганска (извещение N0187300012816000013) размещены в единой информационной системе 11.02.2016.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления следующее.
Заказчик объединил в одну процедуру закупки не связанные друг с другом виды услуг, а именно обслуживание системы видеонаблюдения (ОКПД 32.30.92 "Услуги по техническому обслуживанию и ремонту профессиональной аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения"), выполнение которых не требует специальных лицензий и предоставление услуг передачи данных (ОКПД 64.20.16 "Предоставление соединений по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации", "Услуги прочие связи в сети передачи данных"), которые подлежат обязательному лицензированию.
Так, заказчик в аукционной документации требует наличие:
- лицензий: "Услуги связи по предоставлению каналов связи", "Услуги связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передачи данных для целей передачи голосовой информации";
- зарегистрированной сети оптических линий связи (в узлах пересечения с сетью оптических линий связи Заказчика), с указание идентификационного номера в единой информационной системе Роскомнадзора, в соответствии с Приказом N 258 от 26.08.2014 г., Минкомсвязи России;
- разрешения на сооружение связи (в соответствии со статьей 22 126-ФЗ "О связи", от 07.07.2003 г.).
- свидетельства о регистрации сети связи (в соответствии с Приказом N 258 от 26.08.2014 г.
Услуги должны оказываться с использованием зарегистрированных радиоэлектронных средств (в диапазоне работы оборудования Заказчика), с указание идентификационного номера в единой информационной системе Роскомнадзора и разрешения на использования частот (в диапазоне Заказчика), в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О связи".
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что в аукционную документацию были внесены изменения, пункт 4 технического задания изложен в новой редакции.
Изучив доводы сторон Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
2. В ходе заседания представитель Заявителя указал, что установленным аукционной документацией требованиям в полной мере соответствует только один исполнитель, который является единственным победителем аналогичных торгов, организатором которых является Заказчик, на протяжении 2014-2015гг - ООО "Ройлком".
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возразили по доводам жалобы и указали, что по итогам рассмотрения первых частей заявок было допущено шесть участников.
Учитывая, что Заявителем не были представлены документы и информация, подтверждающие обоснованность жалобы, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
3. Изучив доводы сторон в отношении расчета начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Управления установила следующее.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией Управления.
4. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, а также случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Пунктом 9 "Дополнительные требования к условиям оказания услуг технического задания", помимо единых требований к участникам закупки, установлены следующие дополнительные требования.
9.1 Специалисты, осуществляющие обслуживание, регламентные и восстановительные работы должны иметь соответствующую видам работ квалификацию, подтвержденную сертификатами и свидетельствами, должны быть аттестованы, либо прошедшие обучение в официальных учебных представительств производителей соответствующего оборудования и программных продуктов (Cisco, Radwin, Макроскоп). Иметь опыт выполнения проектов по реализации инженерных систем (каналообразующего оборудования, базовые станции широкополосного радиодоступа, системы оптических линий связи, системы видеонаблюдения, серверных систем, СКС, ИБП, СКУД) и опыт оказания услуг по обслуживанию данных комплексов.
9.2 Наличие производственной базы и необходимых материалов, специального оборудования, техники, приборов, инструментов, программного обеспечения, необходимых для оказания услуг, контроля технологических параметров комплекса оборудования.
Пунктом 12.10.1. проекта контракта установлено, что для выполнения своих обязательств, предусмотренных условиями настоящего Контракта, Исполнитель использует квалифицированных специалистов, а также квалифицированную рабочую силу, которая является необходимой для надлежащего и своевременного выполнения работ. Сотрудники исполнителя, осуществляющие обслуживание, регламентные и восстановительные работы должны иметь соответствующую видам работ квалификацию, подтвержденную сертификатами и свидетельствами, должны быть аттестованы, либо прошедшие обучение в официальных учебных представительств производителей оборудования и программных продуктов. (Cisco, Radwin, Макроскоп).
Данные дополнительные требования к участникам закупки, установленные техническим заданием и проектом контракта, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 не предусмотрены.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Скайнет" от 04.03.2016 N374-ж на действия Заказчика - МКУ "ЕДДС" города Нефтеюганска при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию действующей системы видеонаблюдения, установленной на территории города Нефтеюганска (извещение N0187300012816000013) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "ЕДДС" города Нефтеюганска нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "ЕДДС" города Нефтеюганска нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МКУ "ЕДДС" города Нефтеюганска обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 марта 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2016