Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 марта 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 17.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Каюкова Е.Б. по доверенности N01 от 12.01.2015;
от Заказчика - Телицина М.Н, по доверенности N02 от 16.03.2016;
от Уполномоченного органа - Корниенко М.В. по доверенности N01-исх-2334/15 от 29.12.2015, Алембеков Р.Х. по доверенности N01-исх-2339/15 от 29.12.2015.
рассмотрев жалобу ООО "Югратехсервис" от 10.03.2016 N398-ж на действия Заказчика - МБДОУ ЦРР - детский сад N 20 "Сказка" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка игрушек, муниципальная закупка 18-эас (извещение N0187300015616000019) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, выразившихся в описании Заказчиком объекта закупки с нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка игрушек, муниципальная закупка 18-эас (извещение N0187300015616000019) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.02.2016.
Представитель Заявителя пояснил Комиссии Управления следующее.
В техническом задании приведен примерный вид товара, а именно фото, которое позволяет совершенно точно определить товар. В связи с этим были направлены запросы, не только от нашего лица, но и других предполагаемых поставщиков.
В запросе совершенно четко был задан вопрос, что делать с товаром, который снят с производства? На что был получен размытый ответ от заказчика (прилагается в приложении). Обращаю внимание, что везде отсутствует слово "эквивалент товара". Таким образом, отсутствует законная возможность замены той или иной позиции.
Позиции 21,23,28 технического задания предполагают конкретный товар, который выполняется "под заказ", в наличии он отсутствует, но срок поставки составляет 15 дней, что вряд ли является разумным сроком для изготовления и поставки.
Позиция 37. Был задан вопрос почему инструмент именно в виде божьей коровки? Ответ заказчика: "Тематика шумового инструмента в виде божьей коровки применяется в образовательном процессе, направленном на изучение насекомых" . Считаю, что данный ответ не объясняет необходимость именно этого товара, так он может быть в виде бабочки, звезды или чего то иного.
Позиции 56, 60, 61 - не соответствуют реальным размерам образца на фото. Ошибки в аукционной документации, следует исправить.
Позиция 71 "Серпантинка в форме жирафа". Почему жирафа? Животный мир может быть представлен серпантинками в форме овечки, оленя и т.д. считаю, данная позиция ограничивает поставщика.
Позиция 73 снята с производства. Но заказчик дал разъяснения, что у неких трех поставщиков данный товар возможен к поставке, значит другие не могут участвовать, потому что заранее не приобрели данный товар?
Аналогичные вопросы по позициям N 75 - требуется конкретный домик, при альтернативе избушки, лесенки, утенка, арбуза, сыра и т.д. и N 76 "шнуровка-сандалик", при множестве вариантов, например сапожок, кед, ботинок и т.д.
Не ясно чем позиция N 78 отличается по характеристикам от позиции N 79. Почему позиция N 86 именно в форме собаки? Позиция N 87 именно в форме тигренка?
Считаю, что все фото, позволяющие определить конкретный товар следует исключить либо добавить "эквивалент, не хуже по техническим характеристикам".
Представители Уполномоченного органа и Заказчика возразили по доводам жалобы следующее.
Заказчик, при описании объекта закупки, руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указаны технические характеристики объекта закупки, при этом не содержится требование или указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. На основании данного пункта Заказчиком в разделе II "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме технические и функциональные характеристики поставляемого товара дополнены примерным видом товара. Документация об аукционе в электронной форме не содержит требование о соответствии поставляемого товара изображению товара в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Таким образом, примерный вид товара не обязывает участников закупки предоставить товар соответствующий изображению. Поставляемый товар должен соответствовать техническим и функциональным параметрам установленным разделом II "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме. Включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" обязательно при условии указания в документации о закупке на товарных знаков в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. В нашем случаем предметом закупки является поставка товара, выставление слов "или эквивалент" в описании объекта закупки будет являться нарушением Закона о контрактной системе.
При составлении технического задания заказчиком было проведено исследование рынка товаров являющихся предметом закупок. В результате данного мониторинга в описание объекта указаны характеристики товара, удовлетворяющие характеристики нескольких вариантов разных производителей. На момент составления технического задания весь к поставке товар находился в доступной продаже. Наличие в описании объекта закупки товаров, с изображением божьей коровки, в форме жирафа, собаки, тигренка и т.д. не является нарушением. Данные формы и изображения животных (насекомых) являются общепринятыми, и не могут ограничивать участников закупки.
Поставка игрушек обусловлена необходимостью доукомплектованием к существующим игрушкам с целью расширения разнообразием групп играми и игрушками.
Содержание образования в ДОУ обеспечивает достижение детьми результатов освоения основных образовательных программ дошкольного образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования по обеспечению интеграции по следующим направлениям: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие.
Поэтому игрушки должны быть идеологически выдержанными, педагогически целесообразными, художественно совершенными, отвечать физическим и умственным возможностям детей, соответствовать возрасту, полу, темпераменту ребенка, а также быть безопасными и гигиеничными. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой);
В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику.
Создавая развивающую предметно - пространственную среду, учитывается дизайн и эргономика современной среды дошкольного учреждения. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, музыкальную, театрально - игровую деятельность, исследовательскую и т. д. На базе дошкольного учреждения проходят детские летне - оздоровительные мероприятия (праздники, спортивные развлечения), которые носят познавательный, экологический характер. Целью этих мероприятий является воспитание детей в сохранности природы, бережном отношении к птицам, животным, насекомым. Дети поют о них песни, играют на музыкальных инструментах, спортивные игры, дизайн которых носит тематический характер. Например, ребенок, одетый в костюм "божьей коровки", исполняет песню про нее и играет на детском звучащем инструменте, имеющим вид божьей коровки.
В соответствии с п. 3.7.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" заказчиком, для формирования начальной (максимальной) цены контракта, направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров. Ценовые предложения поступили от трех поставщиков готовых поставить товар на условиях прописанных документацией об аукционе в электронной форме. Кроме того, по завершению 10 марта 2016 года 09 часов 00 минут приема заявок, на участие в данном аукционе заявилось 12 участников. Таким образом, условия поставки товара, указанные в документации об аукционе в электронной форме, не могут ограничивать конкурентную среду участников закупки.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что на основании вышеизложенного доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югратехсервис" от 10.03.2016 N398-ж на действия Заказчика - МБДОУ ЦРР - детский сад N 20 "Сказка" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка игрушек, муниципальная закупка 18-эас (извещение N0187300015616000019) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 марта 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2016