Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 марта 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 02.03.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.03.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Зксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - Иваницкая А.В. по доверенности N38 от 11.01.2016, Шуберт О.В. по доверенности от 26.02.2016;
рассмотрев жалобу ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" (далее - Заявитель) от 24.02.2016 N298-ж на действия единой комиссии Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перевязочных средств (извещение N0387200009116000012) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение о признании второй части заявки несоответствующей требованиям аукционной документации и нормам Закона о контрактной системе (нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перевязочных средств (извещение N0387200009116000012) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 14.01.2016.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.02.2016 N0387200009116000012-3 заявки участников с порядковыми номерами 4 и 5 были отклонены на основании не предоставления документов, подтверждающих соответствие участника и (или) предлагаемых им товара, работы и услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов, согласно приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". П. 22 аукционной документации. Заявка N4 и N5 отклонена по п.1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ.
В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, которая помимо прочих, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствие со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 22 раздела 1 аукционной документации Заказчиком установлено требование к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов требуются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015г. N 102 "Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
требуются согласно приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2780 в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Так, приказом Минэкономразвития России N 155 установлен порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.
Приказ N 155 обеспечивает преимущественную закупку товаров, производимых на территории Таможенного союза.
Таким образом, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе недопустимо устанавливать преференции на товары, работы, услуги, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения.
Между тем, согласно извещению о проведении закупки Уполномоченным органом установлен код ОКПД2 - 21.20.24.160.
Предметом закупки является поставка перевязочных средств (пластыри, повязки), которые в свою очередь отсутствуют в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015г. N 102.
На основании вышеизложенного, Уполномоченным органом в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе необоснованно установлено требование о представлении участником закупки в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015г. N 102 "Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Между тем, Комиссия Управления отмечает, что в документации об аукционе Уполномоченным органом не установлено какие именно документы и сведения необходимы к представлению в составе второй части заявки на участие в аукционе для определения соответствия товара запретам и ограничениям в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Следовательно, у аукционной комиссии Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" отсутствовали правовые основания считать заявки участников с порядковыми номерами 4, 5 не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе по основанию непредставления документов, которые не могли быть представлены в составе второй части заявки, так как подлежат передаче одновременно с товаром.
В силу пункта 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155) при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Из данного пункта Приказа N155 следует, что преференции предоставляются участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров произведенных на территории стран государств - членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация).
В ходе изучения заявок участников закупки Комиссией Управления было установлено, что участниками закупки к поставке был предложен товар иностранного производства:
- заявка участника закупки с порядковым номером 4 содержит товар производства Китай;
- заявка участника закупки с порядковым номером 5 содержит товар производства Китай.
Поданная на участие в аукционе заявка ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" не содержит товаров, произведенных на территории государств Евразийского экономического союза. В связи с чем ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" не претендует на предоставление преференций в соответствии с Приказом N 155. Также Заявитель отмечает, что в первой части заявки указано наименование страны происхождения предлагаемых к поставке товаров (Китай).
Согласно подпункту "в" пункта 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
На заседании Комиссией Управления было установлено, что всеми участниками закупки были предложены требуемые Заказчиком к поставке товары из иностранных государств (Китай, Испания, Египет), в связи с чем ни один участник аукциона не может претендовать на предоставление преференций в соответствии с Приказом N 155.
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. N Д28и-3682: "Приказ N 155 устанавливает порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки, окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и казахстанского происхождения, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции.
Следует отметить, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
При этом согласно подпункту "в" пункта 8 приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа N 155, не применяется, в случае если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 приказа N 155.
Таким образом, в случае, если в рамках одного аукциона (лота) поданы только заявки, содержащие товары, указанные в пункте 1 приказа N 155, происходящие из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан), положения приказа N 155 не применяются".
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что согласно письму Минэкономразвития России от 30 ноября 2015 г. N Д28и-3441 при осуществлении закупки с применением приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае отсутствия в составе заявки на участие в определении поставщика сертификата формы СТ-1 преимущества участнику закупки не предоставляются. При этом такая заявка не отклоняется.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, проанализировав заявки участников с порядковыми номерами 4 и 5, Комиссия Управления пришла к выводу, что вторые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 4 и 5 содержат все необходимые документы и информацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а, следовательно, оснований для признания их не соответствующими у аукционной комиссии Уполномоченного органа не имелось.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления в действиях единой комиссии Уполномоченного органа установлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части необоснованного принятия решения о несоответствии заявок участников закупки ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" и ООО "ЮМК" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" от 24.02.2016 N298-ж на действия единой комиссии Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка перевязочных средств (извещение N0387200009116000012) обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части необоснованного принятия решения о несоответствии заявок участников закупки ЗАО "МЕДИТЕК "Знамя Труда" и ООО "ЮМК" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга" нарушение пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части необоснованного установления требования о представлении участниками закупки в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, или копии этих документов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015г. N 102 "Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Уполномоченному органу - КУ ХМАО-Югры "Центр лекарственного мониторинга", единой комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 марта 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016