Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 января 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 28.01.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.01.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Н. - Заместитель начальника отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Селицкий Д.А. по доверенности N33 от 27.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "СК-Альянс" от 21.01.2016 N71-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке служебных помещений, прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МОМВД России "Ханты-Мансийский", УГИБДД, ОМВД России по г. Нягани, ОМВД России по г. Югорску, ОМВД России по г. Советский, ОМВД России по Октябрьскому району, ОМВД по Кондинскому району, ОМВД России по г. Ураю (извещение N0887100000116000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком не предоставлены реквизиты документов, на основании которых выполнен расчёт НМЦК;
2) Проект контракта включает в себя неправомерные требования к работе, выполняемой по контракту.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке служебных помещений, прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МОМВД России "Ханты-Мансийский", УГИБДД, ОМВД России по г. Нягани, ОМВД России по г. Югорску, ОМВД России по г. Советский, ОМВД России по Октябрьскому району, ОМВД по Кондинскому району, ОМВД России по г. Ураю (извещение N0887100000116000001) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.12.2015.
Как следует из доводов жалобы, метод определения НМЦК, выбранный Заказчиком - метод сопоставимых рыночных цен.
В соответствии с п.2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Однако, Заказчик не приложил к обоснованию НМЦК ни реквизиты документов, ни документы на основании которых проводились расчёты.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя относительно отсутствия в документации электронного аукциона реквизитов документов и документов, на основании которых проводились расчёты одновременно, Комиссия Управления пришла к выводу, что данные доводы не могут быть рассмотрены Комиссией Управления по следующим причинам.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом, согласно пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. По второму доводу Заявитель указал следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.2 раздела 5 Права и обязанности сторон Проекта контракта Исполнитель обязан осуществлять работы в сроки и объемы, согласно Приложению N 1, к настоящему Контракту и в соответствии с перечнем услуг и нормами, предусмотренными ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования.
Вместе с тем, ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия" утратил силу с 01.07.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11.11.2014 N 1554-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51870-2014.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 "Системы менеджмента качества. Требования" Утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст. Взамен введен в действие ГОСТ ISO 9001-2011.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях Заказчика, в части указания недействующих стандартов, содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно техническому заданию "Требования к используемым расходным материалам" Заказчику требуется:
13 |
Туалетная бумага |
Цвет должен быть белый или зеленый или синий или розовый или желтый. Наличие перфорации. Втулка картон или бумага. Плотность слоя в пределах 15г/м2. Без аромата. В упаковке: не менее 12 рулонов, в рулоне не более 184 листа. Состав: вторичное волокно. Марка бумаги "В". Количество слоев: более одного слоя. Размер листа ДхШ: до 9,7х 12,7см., Длина рулона свыше 22 м |
19 |
Полотенца бумажные рулонные |
Количество слоев не менее двух. Цвет белый с рисунком или без. Плотность слоя не менее 20г/м2 Диаметр рулона не менее 190 до 200 мм; Длина рулона не менее 150м: Ширина листа не менее 200мм; Длина листа не менее 190мм: Кол-во листов в рулоне: не менее 670 до 700. |
28 |
Средство для санитарной уборки |
Внешний вид прозрачная жидкость с запахом или без запаха. Должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая возбудителей туберкулеза), вирусов (включая возбудителей полиомиелита и ВИЧ-инфекции), патогенных грибов (в том числе возбудителей кандидозов и трихофитии), моющими свойствами. Действующее вещество смесь четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) - алкилдиметилбензил-: алкилдиметил(этилбензил)-; дидепилдиметиламмоний хлоридов (суммарно) в диапазоне не шире от 7,0% до 10% и полигексаметилгуанидин гидрохлорид - 6 - 7%. рН средства более 9. Возможность использования рабочих растворов при комнатной температуре в закрытых емкостях не менее 14 суток. Форма выпуска полиэтиленовые флаконы или канистры. Емкость в диапазоне не шире от литра до трех литров. |
34 |
Дезинфицирующее средство |
Средство должно обладать антимикробным действием. Внешний вид жидкость темно-синего или зеленого цвета со слабым запахом отдушки. В качестве действующих веществ средство содержит ЧАС до 10,05: третичный аминот 0,85% и дополнительные компоненты. Фасовка полиэтиленовые канистры емкостью в диапазоне не шире 1 -5 л. рН свыше 7. Возможность использования рабочих растворов более 10 суток. |
В ходе заседания Комиссией Управления было установлено, что установленные пунктом 13 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" требования при длине листа бумаги до 9,7 см, в рулоне не более 184 листов не соответствуют требованию "длина рулона свыше 22 м", установленные пунктом 19 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" требования при длине листа не менее 190 мм, количество листов в рулоне не менее 670 до 700 не соответствуют требованию "длина рулона не менее 150м".
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в части пунктов 13, 19 технического задания "Требования к используемым расходным материалам", не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
4. По пункту 8 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" Заказчику требовалось концентрированное средство для чистки сантехники со следующими характеристиками: должно содержать отдушку и краситель/без отдушки и красителя.
Представитель Заказчика пояснил, что участник может предложить средство для чистки сантехники с "отдушкой и красителем" либо "без отдушки и красителя".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, в случае применение заказчиком в техническом задании перечислений характеристик через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает характеристики всех перечисленных значений.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в части пункта 8 технического задания "Требования к используемым расходным материалам", не содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
5. Согласно пункту 6 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" Заказчику требуется дезинфицирующее средство с характеристиками: средство должно обладать антимикробным действием. Внешний вид жидкость темно-синего или зеленого цвета со слабым запахом или без отдушки. В качестве действующих веществ средство содержит ЧАС менее 10,0%; третичный амин свыше 0,85% и дополнительные компоненты. Щелочное средство с уровнем рН не более 7.
Водородный показатель pH - это мера кислотности / щелочности раствора. Чем ниже значение показателя pH, тем раствор более кислый, чем оно выше, тем более он щелочной.
Выделяется 7 групп по показателю pH:
Согласно общепринятой таблице:
Сильнокислые средства pH 0 - 1,9
Кислые средства рН 2,0 - 4,5
Слабокислые средства рН 4,5 - 5,9
Нейтральные средства рН 6,0 - 8,0
Слабощелочные средства рН 8,1- 10,0
Щелочные средства рН 10,1 - 11,5
Сильнощелочные средства рН 11,6 - 14,0
Таким образом, у требуемого Заказчику щелочного средства уровень рН не может быть не более 7, как указывает Заказчик.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.01.2016 N0887100000116000001-1 поступило 6 заявок участников.
Заявки с номерами 1, 3 были допущены к участию в электронном аукционе, заявкам с номерами 2, 4, 5, 6 было отказано.
В ходе заявок участников было установлено, что участником 1 по пункту 6 заявки предложено щелочное средство с уровнем рН 7, участником 3 по пункту 6 заявки предложено щелочное средство с уровнем рН 6.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявки участников 1, 3 не соответствовали требованиям аукционной документации, поскольку в пунктах 6 заявок участников 1, 3 была предложена недостоверная информация в отношении уровня рН в щелочных средствах.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе единая комиссия неправомерно признала заявки участников 1, 3 соответствующими требованиям аукционной документации и допустила к участию в аукционе.
7. Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.01.2016 N0887100000116000001-1:
- заявке участника под номером 2 было отказано в допуске в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе - предложенное в п. 6 значение pH не соответствует показателю, установленному в аукционной документации;
- заявке участника под номером 5 было отказано в допуске в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе - предложенное в п. 31 значение не соответствует показателю, установленному в аукционной документации.
В ходе изучения заявки участника под номером 2, Комиссия Управления установила, что по пункту 6 заявки участником было предложено щелочное средство с уровнем рН 8,2.
Таким образом, Комиссией Управления пришла к выводу, что участником 2 была предложена достоверная информация в отношении щелочного средства, заявка данного участника полностью соответствовала требованиям аукционной документации.
Пунктом 31 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" Заказчику требовалось дезинфицирующее средство с моющим эффектом с характеристиками: должно подходить для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой и мягкой мебели, напольных покрытий и обивочных тканей, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования. Класс токсичности не должен превышать 4- малоопасные. Должен содержать: К,К-бис-(3-аминопропил) додециламинне более 1,0%, дидецилдиметиламмоний хлорид менее 3,0%, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид от 0.5%. рН ниже 10,0.
В ходе изучения заявки участника под номером 5, Комиссия Управления установила, что по пункту 31 заявки участником было предложено дезинфицирующее средство с моющим эффектом с характеристиками: подходит для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой и мягкой мебели, напольных покрытий и обивочных тканей, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования. Класс токсичности 4- малоопасные. Содержит: К,К-бис-(3-аминопропил) додециламинне 1,5%, дидецилдиметиламмоний хлорид 2,5%, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид от 0,7%. рН 9,0.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления следующее. В пункте 31 технического задания "Требования к используемым расходным материалам" была допущена техническая ошибка: слова "додециламин не 1,5%" были указаны без пробела, участник 5 в заявке указал также без пробела, в связи с чем единой комиссией было принято решение об отказе участнику 5 в допуске к участию в электронном аукционе.
Изучив заявки других участников Комиссия установила, что участниками 2, 4, как и участником 5, по пунктам 31 заявок был предложен "додециламинне", вместе с тем такое указание требуемой Заказчику характеристики не послужило основанием для отказа участникам 2, 4 в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссией Управления пришла к выводу, что участником 5 по пункту 31 заявки была предложена соответствующая требованиям аукционной документации информация.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе единая комиссия неправомерно признала заявки участников 2, 5 несоответствующими требованиям аукционной документации и отказала в допуске к участию в аукционе.
8. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно извещению N0887100000116000001 дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 22.01.2016.
Представленный на рассмотрение жалобы протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N33 (N179) датирован 22.01.2016.
Согласно пункту 5 данного протокола рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе проводилось единой комиссией в составе Лосева А.А., Фёдорова Д.И., Гуро О.В., Алхазовой М.В., секретарем комиссии Поповой О.В.
В нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N33 (N179) от 22.01.2016 не подписан членами единой комиссии Фёдоровым Д.И., Гуро О.В.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СК-Альянс" от 21.01.2016 N71-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке служебных помещений, прилегающей территории комплекса зданий УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МОМВД России "Ханты-Мансийский", УГИБДД, ОМВД России по г. Нягани, ОМВД России по г. Югорску, ОМВД России по г. Советский, ОМВД России по Октябрьскому району, ОМВД по Кондинскому району, ОМВД России по г. Ураю (извещение N0887100000116000001) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
6. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
7. В связи с ранее выданным предписанием в рамках рассмотрения жалобы ООО "ЭКОСЕРВИС" от 21.01.2016 N72-ж обязательное для исполнения предписание Заказчику - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", единой комиссии не выдавать.
8. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
9. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 января 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2016