Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 марта 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 02.03.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.03.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Зксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Айнитдинова Л.Б. по доверенности N18 от 01.03.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) от 24.02.2016 N303-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Внутриквартальные тепловые сети. (Замена участка сети 270м.п. ст.Усть-Юган) (Т1, Т2 - Ду 150мм, Т3, Т4 - Ду 100мм) в сп.Усть-Юган Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000028) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа и Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа и Заказчика:
1. В Проекте контракта указано:
"11.1. Заказчик производит оплату работ путем безналичного перечисления на расчетный счет Подрядчика за выполненные работы в течение 60 дней с момента принятия выполненных работ на основании предоставленных Подрядчиком счета (счета-фактуры), акта о приемке выполненных работ (КС-2)и справки о стоимости выполненных работ (КС-3), согласованных с Заказчиком".
Формулировка "оплата в течение 60 дней" содержит коррупционную составляющую, поскольку дает возможность производить оплату как через один день, так и через 60 дней, т.е. ставит срок оплаты в зависимость от отношений заказчика и подрядчика.
2. Пункт 15.3 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (390 258,00 рублей (триста девяносто тысяч двести пятьдесят восемь рублей 00 копеек)), который согласно статьи 95 Закона о контрактной системе меняться не может. Однако Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие статьи 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчик предоставляет аукционную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе.
3. Аукционная документация Заказчика не содержит информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Внутриквартальные тепловые сети. (Замена участка сети 270м.п. ст.Усть-Юган) (Т1, Т2 - Ду 150мм, Т3, Т4 - Ду 100мм) в сп.Усть-Юган Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000028) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 09.02.2016.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в контракте обязательно должны оговариваться условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов данной приемки.
Согласно пункту 11.1 проекта муниципального контракта, Заказчик производит оплату работ путем безналичного перечисления на расчетный счет Подрядчика за выполненные работы в течение 60 дней с момента принятия выполненных работ на основании предоставленных Подрядчиком счета (счета-фактуры), акта о приемке выполненных работ (КС-2)и справки о стоимости выполненных работ (КС-3), согласованных с Заказчиком.
В сфере гражданско-правовых отношений одним из основополагающих принципов является свобода договора (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), который заключается в том, что отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве. В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, длительность срока оплаты выполненных работ, предусмотренного аукционной документацией, в числе прочего обусловлена особенностями бюджетного процесса, поскольку финансирование указанного объекта предполагается как из средств местного бюджета, так и из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом нормы Закона о контрактной системе не содержат каких-либо ограничений в отношении срока оплаты, который должен быть предусмотрен в аукционной документации и проекте контракта.
Установленный порядок оплаты выполненных работ не противоречит требованиям Бюджетного Кодекса РФ, требованиям законодательства о размещении заказов, гражданского законодательства, следовательно, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 28 части 1 аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта, а именно - "Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 390 258,00 рублей (триста девяносто тысяч двести пятьдесят восемь рублей 00 копеек). Документ об обеспечении исполнения контракта направляется вместе с проектом контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, требованиям, установленным статьями 368-378 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно".
Пунктом 15.3 контракта указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 390 258,00 рублей (триста девяносто тысяч двести пятьдесят восемь рублей 00 копеек).
В силу части 2 и 3 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Порядок применения антидемпинговых мер указан в пункте 37 части 1 аукционной документации.
При снижении цены контракта на 25% и более в силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе участник закупки по своему усмотрению может предоставить как обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации так и информацию, подтверждающую его добросовестность.
Руководствуясь частью 2 статьи 70 Заказчик направляет заполненный проект контракта, и информацией о выборе способа исполнения антидемпинговых мер победителем аукциона Заказчик не обладает. В период подписания контракта, в случае наличия разногласий к направленному на подписание контракту и принятии решения о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона вправе направить протокол разногласий Заказчику и урегулировать этот вопрос на стадии подписания контракта.
На основании вышеизложенного, пункт 15.3 контракта не нарушает требований Закона о контрактной системе и не ограничивают права победителя аукциона.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 28 части 1 аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта, а именно - "Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 390 258,00 рублей (триста девяносто тысяч двести пятьдесят восемь рублей 00 копеек). Документ об обеспечении исполнения контракта направляется вместе с проектом контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, требованиям, установленным статьями 368-378 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Обеспечение исполнения контракта устанавливается на срок действия контракта до полного исполнения обязательств сторонами, а срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 30 дней. Факт внесения денежных средств на счет Заказчика в обеспечение исполнения контракта подтверждается платёжным поручением с отметкой банка об оплате и справкой бухгалтерии Заказчика с отметкой о поступлении денежных средств на расчётный счёт Заказчика. Денежные средства, внесенные Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта, будут возвращены Подрядчику при условии над-лежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Контракту в течение 5-ти банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Обеспечение будет возвращено на банковский счет, указанный Подрядчиком в письменном требовании. В случае если участником аукциона, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Закона об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предос-тавленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. Банковские реквизиты для перечисления денежных средств при выборе победителем аукциона способа обеспечения исполнения контракта в форме внесения денежных средств на счет Заказчика:
Получатель: ИНН/ КПП 8619004982/860101001, Департамент финансов Нефтеюганского района (УКСиЖКК НР) Л/счет 481100926, Р/счет 40302810200005000003, РКЦ Нефтеюганск г.Нефтеюганск БИК 047173000. Основание платежа, указываемое в платежном документе: "Обеспечение исполнения муниципального контракта на выполнение работ объекту: "Внутриквартальные тепловые сети. (Замена участка сети 270м.п. ст.Усть-Юган) (Т1, Т2 - Ду 150мм, Т3, Т4 - Ду 100мм) в сп.Усть-Юган Нефтеюганского района". Налогом не облагается".
На основании вышеизложенного, положения документации об электронном аукционе, в части информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта не нарушают права и законные интересы Заявителя, полностью соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" от 24.02.2016 N303-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального комплекса Нефтеюганского района", Уполномоченного органа - Отдел организации закупок администрации Нефтеюганского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Внутриквартальные тепловые сети. (Замена участка сети 270м.п. ст.Усть-Юган) (Т1, Т2 - Ду 150мм, Т3, Т4 - Ду 100мм) в сп.Усть-Юган Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000028) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 марта 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2016