Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 февраля 2016 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 01.02.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.02.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Аудиторская фирма Кодастр" (далее - Заявитель) от 25.01.2016 N97-ж на действия Заказчика - Администрация сельского поселения Нижнесортымский при проведении открытого конкурса, предметом которого является проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский за 2012-2015 годы (извещение N0187300017816000001) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
В Разделе 1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА п. 24 Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе (Предложений участника в отношении объекта закупки) Заказчик в порядке оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установил следующий показатель:
Опыт участника конкурса по аудиту муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий (за период 2010-2014 гг.).
Тем самым нарушив статью 8 Закона о контрактной системе и пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.е. создав необоснованные преимущества одних участников конкурса перед другими. Аудит предприятий муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий не содержит каких-либо особенностей и специфики относительно предприятий с другими формами собственности.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса, предметом которого является проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский за 2012-2015 годы (извещение N0187300017816000001) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 10.01.2016.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Одним из принципов проведения открытого конкурса, предусмотренным статьёй 8 Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции - как указано в законе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
В целях указанных Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как стоимостные (пункт "а") и как нестоимостные (пункт "б") критерии оценки (пункт 4 Правил).
К характеризующимся как стоимостные критерии оценки относится цена контракта (подп. "а" п. 4 Правил).
К характеризующимся как нестоимостные критерии оценки относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (подп. "б" п. 4 Правил).
В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил оценки заявок определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Исходя из вышеназванных норм, следует, что включение такого критерия как, опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в конкурсную документацию возможно при условии, что предмет конкурса позволяет использовать данный критерий и дает возможность его оценить при рассмотрении заявок участников на соответствие требованиям конкурсной документации.
Комиссией Управления установлено, что подкритерий "Опыт участника конкурса по аудиту муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий" был выбран заказчиком, исходя из специфики работ - предмета конкурса (отбор аудиторской организации для проведения ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский за 2012-2015 годы), а также необходимости качественного выполнения работ потенциальным победителем конкурса. Применение данного критерия в рамках рассматриваемого конкурса является возможным и, более того, целесообразным. Указанный критерий не создает преимуществ какому-либо из участников конкурса.
Установление Заказчиком в конкурсной документации условия о том, что при определении опыта оказания услуг будет учитывается опыт участника конкурса по аудиту муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий (за период 2010-2014 гг.), не ставит в неравные условия участников конкурса, не ограничивает конкуренцию, а направлено по своему характеру на раскрытие содержания соответствующего подкритерия оценки - "Опыт участника конкурса по аудиту муниципальных предприятий и муниципальных унитарных предприятий (за период 2010-2014 гг.)", что также отвечает предмету конкурса и характеру деятельности именно Заказчика.
Предприятие, на котором необходимо провести аудит, по своей организационно правовой форме является МУП (Муниципальное унитарное предприятие "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский), что следует из учредительных документов и документов о государственной регистрации, в связи с чем наличие у участника конкурса опыта аудита именно в МУП не противоречит положениям пункта 27, 28 Правил и статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При проведении внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Пунктом 18 раздела 1.3 "Информационная карта конкурса" Заказчиком установлено следующее.
18 |
Порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока предоставления |
В соответствии с п. 2.4. Раздела 1.2. "Общие условия проведения конкурса" Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснения положений конкурсной документации - "11" января 2016 г. Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснения положений конкурсной документации - "06" января 2015 г. |
В соответствии с требованиями части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документацией Заказчиком установлено "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: "01" февраля 2016 г. до 12 часов 00 мин. (По местному времени) включительно".
Таким образом, окончание срока подачи участником закупки запроса о разъяснении положений - "26" января 2016г., следовательно дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснения положений конкурсной документации - "28" января 2016г.
В нарушение требований части 3 статьи 7 и части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации установлена недостоверная и противоречивая информация о дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснения положений конкурсной документации.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком, не повлияли на результаты открытого конкурса, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Аудиторская фирма Кодастр" от 25.01.2016 N97-ж на действия Заказчика - Администрация сельского поселения Нижнесортымский при проведении открытого конкурса, предметом которого является проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Муниципального унитарного предприятия "Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк" муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский за 2012-2015 годы (извещение N0187300017816000001) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация сельского поселения Нижнесортымский нарушение части 3 статьи 7 и части 7 статьи 50, в части установления недостоверной и противоречивой информация о дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснения положений конкурсной документации.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения части 3 статьи 7 и части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Направить данное решение сторонам и разместить на официальный сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Председатель Комиссии Демкин А.В,
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 февраля 2016 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.02.2016